Intestinal Obstruction

Intestinal obstruction is a serious condition caused by a violation of the movement of intestinal contents through the digestive tube due to a mechanical obstacle, which is a tumor in the intestine itself or in the abdominal cavity.

Clinical syndrome is especially characteristic of patients with intestinal cancer, 15–20% learn about the disease for the first time after an emergency operation for acute obstruction.

Intestinal Obstruction Cause

The main cause of intestinal obstruction is the overlapping of the intestinal lumen with a cancer tumor or compression of the intestinal tube from the outside by tumor nodes in the abdominal cavity, which often happens in ovarian cancer.

In cancer patients, the overwhelming majority of them are obstructed by cancer of the colon, since malignant neoplasms of the small intestine are very rare.

At first, intensively contracting, the blocked gut tries to push through hard fecal masses to no avail, strongly stretches above the site of the block and falls into nervous paralysis. Through the paralyzed sluggish intestinal wall, toxic products are absorbed into the blood, leading to severe intoxication and oxygen starvation of tissues — polyorgan failure.

The onset of the disease is rather slow, but up to a certain limit, when an enormous amount of microelements, proteins and fluids are lost with emetic masses, poisoning with decomposition products — endotoxicosis — is clinically manifested.

Together with toxins from the lumen of the necrotic bowel bacteria enter the blood, and peritonitis begins in the abdominal cavity with the formation of inflammatory infiltrates and abscesses — abscesses.

In the abdominal cavity, the pressure rises sharply, which is called «compartment syndrome», which additionally disrupts the blood supply to the starving internal organs.

Intestinal Obstruction Diagnostics

Obstruction may be partial, when not the entire lumen of the intestine overlaps, evacuation of liquid contents is possible with a passage width of just one centimeter. In the lower parts of the colon, when all the liquid has sucked from the contents, such a small lumen leads to catastrophic consequences more quickly.

You can suspect the disease by the symptoms and appearance of the patient. Diagnosis of obstruction consists in abdominal radiography revealing typical symptoms, the most characteristic of which is the «Kloyber bowl». On the survey radiograph in the lumen of the intestine will be visible inverted cup with liquid and a gas bubble above it. The small intestine swollen like an arch, transfusion of liquid contents in intestinal loops in the absence of gases in them can be determined.

In doubtful cases, a CT scan or MRI scan of the abdominal cavity must be done to make a diagnosis. Endoscopy — colonoscopy determines the level of the lesion and the diameter of the narrowing, which is important for developing tactics of surgical intervention, and also take a biopsy when performing unloading stenting at the first stage.

Timely diagnosis of severe, but not uncommon, complications of colorectal cancer allows for optimal treatment while maintaining the integrity of the intestinal tube, which will make life long and qualitatively different.

Make an appointment with a surgeon today!

Intestinal Obstruction Symptoms

Symptoms of the disease increase gradually over several days or even weeks, manifested by constipation and lack of appetite, flatulence and increasing weakness.

At the stage of compensation of the process, active conservative therapy can significantly improve the condition in order to calmly and efficiently prepare the patient for a planned surgical intervention.

Further development of the disease leads to aggravation of all clinical signs, led by constipation, for up to three days with marked bloating, but with intestinal gases that are difficult to escape or not flow at all. This is not a compensated, but a subcompensated state, but the insufficiency of organs and systems is not yet manifested, although it is radiologically possible to reveal specific signs of an impaired patency of the intestinal tube.

The progression of obturation leads to a significant deterioration of the state up to fatal decompensation, during this period the most typical:

  • Severe abdominal pain occurs suddenly, with periods of increased intensity every quarter of an hour — during peristaltic contractions. Sighing pain after two days does not indicate improvement, on the contrary — these are signs of organ death.
  • In the abdomen a «dead silence» with a distant heartbeat is heard with a stethoscope.
  • Asymmetrical abdominal distention, against which one can see contractions of the intestines.
  • Lack of stool, with swelling of the right parts at first, there may be abundant stools due to reflex emptying below the underlying intestine.
  • Intestinal gases do not leave.
  • Vomiting first occasionally; with the progression of the disease it becomes almost constant with appearance and smell similar to feces.
  • The anal opening widens; blood and mucus may be released during the disintegration of the cancer node.
    Intoxication increases — the temperature rises, the heartbeat increases, the skin is dry, the tongue is dry and rough, severe weakness.

The condition is so severe that without taking emergency measures, life begins to yield to the arrival of a painful death. Hospitalization is compulsory and emergency, the patient is entrusted to resuscitation and oncologists who have coloproctological experience.

Intestinal Obstruction Treatment

At the initial stage and with incomplete overlap of the tube lumen — during periods of compensation and subcompensation of the disease, emergency surgery can be avoided and the patient is prepared for a planned surgical intervention in Moscow with a lower probability of complications. The planned preparation for surgery is given no more than 10 days, all this time the patient is in the hospital.

A very serious treatment is being carried out with the intravenous administration of large quantities of different solutions and antibiotics, suction of the contents of the gastrointestinal tract, enemas, and all in conditions of an intensive ward or intensive care unit. If the condition against the background of 6–12 hours of active conservative therapy does not improve, then the question is raised about emergency surgical treatment.

In the final stage of the disease, after a very brief preparation for vital reasons, an urgent surgery is performed. The probability of postoperative complications is very high, even in modern conditions, every fourth person does not tolerate the consequences of the ensuing multiorgan failure and is unable to cope with fecal peritonitis.

The surgery scope is determined by the patient’s condition and complications of intestinal obstruction:

  • in severe cases, but without purulent complications in the abdominal cavity and bleeding from tumor vessels, they are limited to stoma placement — the intestine is removed to the abdominal wall above the affected area; the cancer tumor removal is delayed for several weeks or months;
  • in case of bleeding, the cancer affected part of the intestine is removed — resected, but not stitched, and the upper sections are brought out on the stomach with the formation of a stoma, while the condition improves, the second operation is performed — resection with the formation of the anastomosis — stitching the intestine into a single tube;
  • with the development of peritonitis and extremely severe condition of the patient, it is sometimes possible only to remove the purulent exudate from the abdomen — drain, when it is possible to improve the condition and relieve inflammation, resection of the intestine is performed;
  • The best option — removal of the affected areas with the restoration of the intestinal tube is performed at one time only in the absence of complications, in most cases two operations are performed with an interval of several weeks or months — after the completion of chemotherapy courses;
  • in the absence of bleeding and peritonitis, preservation of the intestinal wall, cancer recurrence in the area of ​​primary surgery or compression of the intestine from the outside, good results are achieved with stenting, setting the wall inside the intestinal tube allows the patient to be prepared for a planned operation.

Intestinal obstruction may be the first sign of colorectal cancer, which the patient does not even suspect, but it is always a life-threatening condition that, after cure, affects the individual prognosis of the disease. This is not just a «sharp abdomen», it is a catastrophe in the abdominal cavity, which the patient cannot cope with — intestinal obstruction will not be resolved on its own, it can only increase.

Most surgeons know how to deal with obstruction, but they are not able to perform optimal surgery for advanced cancer. Specialists of our clinic will ideally perform a radical operation and provide the fastest recovery to continue the comprehensive treatment.

    Request a call back and our specialists will promptly contact you!

We speak English

Кишечная непроходимость

Кишечная непроходимость — тяжелое состояние, вызванное нарушением движения кишечного содержимого по пищеварительной трубке вследствие механического препятствия, в роли которого выступает опухоль в самой кишке или в брюшной полости.

Клинический синдром особенно характерен для болеющих раком кишечника, 15–20% впервые узнают о заболевании после экстренной операции по поводу острой непроходимости.

Причина кишечной непроходимости

Основная причина кишечной непроходимости — перекрытие просвета кишечника раковой опухолью или сдавление кишечной трубки извне опухолевыми узлами брюшной полости, что часто случается при раке яичников.

У онкологических пациентов в подавляющем большинстве случается обтурация раком именно толстой кишки, поскольку злокачественные новообразования тонкой кишки очень нечасты.

Сначала усиленно сокращаясь, заблокированная кишка пытается безрезультатно протолкнуть жёсткие каловые массы, сильно растягивается выше места блока и впадает в нервный паралич. Через парализованную вялую кишечную стенку в кровь всасываются токсичные продукты, приводя к тяжёлой интоксикации и кислородному голоданию тканей — полиорганной недостаточности.

Начало заболевания довольно медленное, но до определённого предела, когда же с рвотными массами теряется огромное количество микроэлементов, белков и жидкости клинически проявляется отравление продуктами распада — эндотоксикоз.

Вместе с токсинами из просвета омертвевающего кишечника в кровь проникают бактерии, а в брюшной полости начинается перитонит с образованием воспалительных инфильтратов и гнойников — абсцессов.

В брюшной полости резко повышается давление, что получило наименование «компартмент синдром», дополнительно нарушающий кровоснабжение уже голодающих внутренних органов.

Диагностика непроходимости кишечника

Непроходимость может быть частичной, когда перекрывается не весь просвет кишки, эвакуация жидкого содержимого возможна при ширине прохода всего в один сантиметр. В нижних отделах толстой кишки, когда из содержимого всосалась вся жидкость, такой небольшой просвет быстрее приводит к катастрофическим последствиям.

neprohodimost 

Заподозрить заболевание можно по симптомам и внешнему виду пациента. Диагностика непроходимости заключается в рентгенографии живота выявляет типичные признаки, самый характерный из которых — «чаши Клойбера». На обзорной рентгенограмме в просвете кишечника будет видна перевёрнутая чашка с жидкостью и газовым пузырём над ней. Могут определяться вздутая подобно арке тонкая кишка, переливание жидкого содержимого в кишечных петлях при отсутствии в них газов.

В сомнительных случаях для постановки диагноза необходимо сделать КТ или МРТ брюшной полости. Эндоскопическое исследование — колоноскопия определяет уровень поражения и диаметр сужения, что важно для выработки тактики оперативного вмешательства, а также взять биопсию при выполнении на первом этапе разгрузочного стентирования.

Своевременная диагностика тяжёлого, но не редкого, осложнения колоректального рака позволяет провести оптимальное лечение, сохраняя целостность кишечной трубки, что сделает жизнь долгой и качественно иной.

Запишитесь на прием к хирургу уже сегодня!

Симптомы непроходимости кишки

Симптомы заболевания нарастают постепенно в течение нескольких дней или даже недель, проявляясь запорами и отсутствием аппетита, метеоризмом и нарастаем слабости.

На этапе компенсации процесса активная консервативная терапия позволяет существенно улучшить состояние, чтобы спокойно и качественно подготовить пациента к плановому оперативному вмешательству.
Дальнейшее развитие заболевание приводит к усугублению всех клинических признаков во главе с запором до трёх суток при выраженном вздутии живота, но с трудно отходящими или вовсе не отходящими кишечными газами. Это уже не компенсированное, а субкомпенсированное состояние, но недостаточность органов и систем ещё не проявляется, хоть рентгенологически можно выявить специфические признаки нарушения проходимости кишечной трубки.

Прогрессирование обтурации приводит к существенному ухудшению состояния вплоть до фатальной декомпенсации, в этот период наиболее типичны:

  • Сильная боль в животе возникает внезапно, с периодами усиления интенсивности каждые четверть часа — во время перистальтических сокращений. Стихание боли через двое суток не свидетельствует об улучшении, наоборот — это признаки гибели органа.
  • В животе стетоскопом выслушивается «мёртвая тишина» с отдалённым сердцебиением.
  • Асимметричное вздутие живота, на фоне которого можно увидеть сокращения кишок.
  • Отсутствие стула, при опухоли правых отделов вначале может быть обильный стул за счёт рефлекторного опорожнении ниже лежащего кишечника.
  • Кишечные газы не отходят.
  • Рвота сначала эпизодами, при прогрессировании заболевания практически постоянная по виду и запаху схожа с каловыми массами.
  • Анальное отверстие расширено — зияет, при распаде ракового узла может выделяться кровь и слизь.
  • Нарастает интоксикация — повышается температура, усиливается сердцебиение, кожа сухая, язык сухой и шершавый, сильная слабость.

Состояние настолько тяжёлое, что без принятия экстренных мер жизнь начинает уступать приходу мучительной смерти. Госпитализация обязательная и экстренная, пациент доверяется реаниматологам и хирурга-онкологам, имеющим колопроктологический опыт.

Лечение кишечной непроходимости

На начальном этапе и при неполном перекрытии просвета трубки — в периоды компенсации и субкомпенсации заболевания можно избежать экстренной операции и подготовить пациента к плановому хирургическому вмешательству в Москве с меньшей вероятностью осложнений. На плановую подготовку к хирургии отводится не более 10 дней, всё это время пациент находится в стационаре.

Проводится очень серьёзное лечение с внутривенным введением больших количеств разных растворов и антибиотиков, отсасыванием содержимого желудочно-кишечного тракта, клизмами и всё в условиях палаты интенсивной отделения или реанимационного отделения. Если состояние на фоне 6–12 часов активной консервативной терапии не улучшается, то ставится вопрос об экстренном хирургическом лечении.

В последней стадии заболевания после очень краткой подготовки по жизненным показаниям проводится срочная операция. Вероятность послеоперационных осложнений очень высока, даже в современных условиях каждый четвёртый не переносит последствий наступившей полиорганной недостаточности и не способен справиться с каловым перитонитом.

neprohodimost2

Объём операции определяется состоянием пациента и осложнениями кишечной непроходимости:

  • в тяжёлых случаях, но без гнойных осложнений в брюшной полости и кровотечения из сосудов опухоли, ограничиваются наложением стомы — кишечник выводится на брюшную стенку выше зоны поражения, удаление раковой опухоли откладывается на несколько недель или месяцев;
  • при кровотечении поражённый раком участок кишечника удаляется — резецируется, но не сшивается, а верхние отделы выводятся на живот с формированием стомы, при улучшении состояния проводится вторая операция — резекция с формированием анастомоза — сшиванием кишки в единую трубку;
  • при развитии перитонита и крайне тяжёлом состоянии пациента иногда можно только удалять гнойный экссудат из полости живота — дренировать, когда удастся улучшить состояние и снять воспаление выполняется резекция кишки;
  • оптимальный вариант — удаление поражённых отделов с восстановлением кишечной трубки выполняется одномоментно только при отсутствии осложнений, в большинстве случаев выполняются две операции с интервалом в несколько недель или месяцев —после завершения курсов химиотерапии;
  • при отсутствии кровотечения и перитонита, сохранности кишечной стенки, рецидиве рака в зоне первичной операции или сдавлении кишки извне хорошие результаты достигаются при стентировании, установка стенка внутрь кишечной трубки позволяет подготовить пациента к плановой операции.

Кишечная непроходимость может быть первым признаком колоректального рака, о котором пациент даже не подозревает, но это всегда опасное для жизни состояние, которое и после излечения отражается на индивидуальном прогнозе заболевания. Это не просто «острый живот», это катастрофа в брюшной полости, справиться с которой пациент не способен — кишечная непроходимость самостоятельно не разрешится, она может только нарастать.

Наш эксперт в этой сфере:
заместитель главного врача по лечебной работе, врач онколог-хирург, к.м.н
Позвонить врачу

Большинство хирургов умеет бороться с непроходимостью, но не способны сделать оптимальную операцию по поводу запущенного рака. Специалисты нашей клиники идеально выполнят радикальную операцию и обеспечат быстрейшее восстановление для продолжения комплексного лечения.

Материал подготовлен кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом, заместителем главного врача по лечебной работе клиники «Медицина 24/7» Ивановым Антоном Александровичем.

Источники:

  1. Тимофеев Ю.М. Колоректальный рак: современные аспекты диагностики и лечения // Русский медицинский журнал. -2004. -№ 11. -С.1-8.
  2. Старостина Мария Александровна, Афанасьева Зинаида Александровна, Зинкевич Олег Данилович, Сафина Нэля Ахметовна Информативность методов скрининга у больных раком толстого кишечника. // Казанский мед.ж.. 2011. №1.
  3. Клиническая онкология // Российский биотерапевтический журнал. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-onkologiya-1 (дата обращения: 16.11.2018).
  4. Атрощенко Андрей Олегович, Хатьков Игорь Евгеньевич, Барсуков Юрий Андреевич, Алиев Вячеслав Афандиевич, Кузьмичев Дмитрий Владимирович, Тамразов Расим Ильхамович, Тютюнник Павел Станиславович Основные этапы развития лапароскопической хирургии в онкологической колопроктологии // Вестн. РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН. 2012. №1.

Наши цены

Услуги
Формирование обходного анастомоза толстой кишки 85600 руб.
Резекция сигмовидной кишки 96300 руб.
Резекция прямой кишки передняя низкая 128400 руб.
Резекция прямой кишки 160500 руб.
Резекция поперечно-ободочной кишки 96300 руб.
Обструктивная резекция сигмовидной кишки 96300 руб.
Колостомия 64200 руб.
Иссечение толстой кишки с анастомозом «конец в конец» 85600 руб.
Диагностическая лапароскопия 64200 руб.