1. Homepage
  2. Diseases
  3. Gastric cancer

Gastric cancer

Gastric cancer was first successfully operated by Billroth in Austria at the end of the 18th century. Over the past century and a half, therapeutic approaches to most malignant neoplasms have changed, many anticancer drugs have appeared, but only surgery gives hope for a cure of gastric cancer.

Principles for choice of gastric cancer therapy

In gastric cancer, the treatment tactics is determined by the extent of the malignant tumor. According to the treatment strategy focused on the highest life expectancy with acceptable quality, all patients are divided into three groups:

  1. The first group can hope for a long life, nine out of ten will live more than five years, because they had been diagnosed with initial cancer that can be cured only by surgery, in some cases even saving the stomach.
  2. The second group is the largest, including patients with a rather extensive tumor localized only in the stomach with lesion of the nearest lymph nodes, able to be removed with the loss of part or all of the organ.
  3. The third group consists of patients whose existing neoplasms cannot be radically and entirely removed, or whose general condition is so weak that it does not allow for surgery.

Surgical treatment of gastric cancer

Only surgical tumor removal gives hope for a cure. The range of interventions recommended by the standards includes resection, removal of a part of the stomach, and gastrectomy, its complete removal. With a minimal mucosal lesion, innovative endoscopic operations are used that preserve the organ, and with it, a good quality of long life.

With a small cancer, the common and most often used tactics is stomach resection, and with an advanced tumor, gastrectomy.

Metastases exclude radical treatment, during this period cancer cells are spread throughout the body by blood and lymph, this process is called dissemination. Surgery is absolutely contraindicated with several metastases of gastric cancer in the pulmonary and hepatic tissue. With single and slowly growing tumor nodes, the case conference should discuss whether the part of the lung or the liver affected by metastases should be removed, only if it is possible to completely «clear out» the cancer from the body, as even not a single neoplasm may remain.

It is not possible to remove the lymph nodes affected by cancer outside the abdominal cavity, or tumor seedings on the peritoneum, therefore surgery is contraindicated.

Causes of gastric cancer are more suggested than accurately confirmed, which is typical for most malignant neoplasms. Science knows all the stages of transformation of a normal cell into a cancer cell, but it cannot answer the question «why this happened».

Gastric cancer cause

Helicobacter infection is believed to contribute to cancerous transformation. It is known for sure that the Helicobacter pylori bacterium causes peptic ulcer, with ulcer and malignant transformation, the same process occurs, namely proliferation or increased cell reproduction in response to chronic inflammation.

In the process of such increased cell reproduction, a failure and a structural defect occurs in the cell, turning it into the progenitor of the malignant cell pool.

An interesting fact is that the Helicobacter pylori content in the peoples of the Russian North is very high, yet ulcer or cancer occur very rarely, because their mucous membrane has genetically adapted to process hard food.

It turns out that bacteria prepare development of a malignant neoplasm, but what becomes the main cause of cancer development still remains unknown.

Heredity as a cause for gastric cancer development

Genetic predisposition is confirmed by an increase by one fifth of the likelihood to develop a malignant neoplasm in the stomach, when a close relative suffers from gastric cancer.

Apparently, some genes are responsible for the development of the condition, because it is common for entire nations, such as Japanese, Chileans and Icelanders. It is characteristic of dark-skinned Hindu and Spanish immigrants living in the United States, whereas the incidence is not the highest in their homeland of India and Spain.

Gastric cancer risk factors

  • A certain harmful product was not found, but nutrition is also regarded as a cause contributing to tumor development. This, nutritional pattern change of the Japanese who migrated to the U.S. leads to a decrease in the condition incidence.
  • It is believed that the culprit is chronic vitamin B12 deficiency occurring due to mucous membrane deficiency. It is possible that disruption of vitamin absorption and malignant growth are due to the initial morbidity of the mucous membrane, and are not related to each other in any way.
  • It has been observed that in patients with gastric surgery the frequency of a malignant tumor increases threefold.
  • Working with asbestos and nickel can lead to a process, as well as a high content of nitrates, nitrites and preservatives in food.
  • Chronic and severe immunity deficiencies contribute to this; therefore, malignant tumors often develop with immunodeficient against the background of HIV infection.
  • The abuse of alcohol and smoking damages the mucous membrane, which causes its proliferative changes, but these factors do not increase the risk

In most cases, the condition occurs with a combination of several risk factors, but quite often the patient does not reveal a single cause that could lead to a malignant process.

Get an absentee consultation with a physician now!

The role of polyps in the condition development

The role of polyps in the formation of malignant gastrointestinal neoplasms has been studied well. Adenomatous gastric polyps, especially villous and exceeding two centimeters, can also cause cancer. All polyps are removed at gastroscopy, because only a microscopic study of the entire benign mucous outgrowth can exclude or confirm the beginning of the transition to cancer.
Drugs for the treatment of peptic ulcer from the group of proton pump inhibitors contribute to the formation of scrobiculate polyps with a low probability of degeneration.

The use of nonsteroidal anti-inflammatory drugs for pain relief contributes to inflammation of polypous outgrowths of the mucous membrane, and inflammation means proliferation with a possibility of cell transformation into cancer.

Symptoms of gastric cancer at the time when it can be cured are practically absent or are taken for common and passing stomach distress. Obvious clinical manifestations of the disease often challenge the possibility of radical treatment.

Symptoms of early gastric cancer

At the initial stage, the symptoms of gastric cancer are vague, often there are no obvious signs of trouble at all. If there is a gastric discomfort, its symptoms are not specific for a malignant tumor. The most frequent of them, appetite distortion and its deterioration, can be a sign of any gastric condition, not only cancer.

After the diagnosis, an attempt can be made to retrospectively track the first manifestations of the condition, although it is impossible to say for sure that it was the tumor and not gastritis (dyspepsia) that caused gastric problems. Clinical manifestations of malignant neoplasms are no different from gastritic complaints disturbing all adults from time to time.

The malignant process takes place under the disguise of other gastric conditions, it can be detected during a routine check-up, or an examination for another reason reveals its metastases. Early cancer is usually detected by regular endoscopic examination of a chronic ulcer patient.

Advanced condition symptoms

Clinical symptoms depend on the size and location of the cancer in the organ.

When the formation is located at the entrance, a lump is felt that interferes with food advancement through the esophagus, and belching with eaten food appears. The patient avoids solid food and switches to liquid food.

When cancer is located at the pylorus, food is retained in the stomach, and vomiting may occur with just a slight overeating.

If a large infiltrate resides in the middle of the stomach, in its body, the patient is satiated with smaller portions of food compared to usual. The feeling of satiety and weight remains longer.

With a growth through the anterior gastric wall, the node is palpable in the pit of the stomach, but there is no obvious pain. Pains occur after cancer growing through the posterior gastric wall and its spreading to other abdominal organs. Girdling or lower back pain is a sign of tumor invasion into the pancreas.

During this period, the patient starts losing weight, feels increasing weakness and lassitude from chronic undernutrition, hunger is accompanied by a persistent aversion to food.

Order your treatment plan!

Metastatic stage symptoms

Every malignant condition has its «favorite» localization of metastases. Gastric cancer mainly spreads in the abdominal cavity by implantation and through the lymphatic system, tumor seedings in the lungs and bones are not typical for it.

  • Development of icteric skin color against the background of a moderate increase in body temperature, persistent nausea, and increasing weakness is a sign of hepatic metastatic damage.
  • Abdominal enlargement accompanied by weight loss indicates ascites, formation of free fluid in the abdominal cavity.
  • Vomiting with brown masses and black watery faeces are manifestations of bleeding from a major gastric vessel destroyed by tumor masses.
  • Ovarian enlargement and tumor conglomerates of the supraclavicular lymph nodes are typical symptoms of the condition.
  • Diagnostics of gastric cancer has changed little in the XXI century, it is also based on endoscopy, only made more perfect. Very much depends on the qualifications of endoscopy physicians, because the entire history of the condition is very short.

The first stage of gastric cancer diagnostics

The diagnostics does not begin with an oncologist, gastric cancer is primarily detected by a therapist or surgeon visited by the patient with gastric discomfort complaints. It is also possible that pathological changes are discovered quite accidentally during examination for another conditions, and these changes are metastases, because gastric pathology can only be detected by targeted examination, since abdominal ultrasound does not show either the stomach or the intestine.

The patient visits an oncologist with a suspicion of a malignant tumor, with findings of the endoscopic examination performed at a polyclinic and specimen slides of histopathological preparations obtained by biopsy of the tumor piece. At this stage of diagnostics, the malignant process advancement is not assessed and, accordingly, it is still impossible to select the optimal treatment.

The second diagnostics stage

The examination is necessary to develop cancer treatment tactics. It is necessary to find out the size of the tumor in the organ, and to determine to what extent it has managed to spread throughout the body. Therefore, the endoscopic examination will be performed again, since there is no other way to find out the true state of affairs.

Today, a more up-to-date endosonography, an esophagogastroduodenoscopy combined with ultrasound, allows seeing how the tumor is located inside the gastric wall, where the cancer borders lie, and whether the tumor conglomerate invades the neighboring organs.

During the examination, not only is the possibility of stomach removal is evaluated, but life-threatening complications are also predicted, such as bleeding and perforation (wall rupture).

Diagnostic laparoscopy

Laparoscopy, an endoscopic examination of the abdominal cavity, is not necessary for all patients. It is certainly required for a large tumor or a cancerous node growing through the stomach wall. With a high degree of malignancy, laparoscopy will allow to identify peritoneal carcinomatosis, that is, metastatic nodules on the mucous membrane lining the internal organs. It is not possible to detect peritoneal dissemination in no other way except for direct visual examination using optics.

Detection of metastases on the peritoneum radically changes the tactics of treatment. With such metastases, only palliative surgery is performed, eliminating the symptoms of pain, and a radical intervention is no longer possible.

If a laparoscopic examination is not performed, then at the first stage of abdominal surgery, the surgeon will conduct an audit, hidden metastases will be detected, and the initial surgical plans will change. With gastric cancer, laparoscopy allows avoiding an unnecessary intervention, and therefore is included in the standard of mandatory preoperative diagnostics.

Identification of cancer metastases

  • X-ray polypositional examination of the stomach from several angles will reveal the spread of the tumor upwards to the esophagus and downwards to the duodenum, which is not always possible to follow even on CT.
  • In the abdominal cavity, ultrasound helps find out the involvement of the liver and peritoneum in the process, and determine the size of the visible lymph nodes.
  • The standard of diagnostics requires a CT scan of the abdominal cavity allowing to discover very small metastases even in «quiet nooks» where ultrasound does not reach.
  • Gastric cancer, in addition to the liver and peritoneum, has typical zones of metastatic spreading to the supraclavicular lymph nodes, ovaries, and navel. Therefore, an ultrasound of the cervico-supraclavicular zones and the lesser pelvis is performed with a gynecologist examination.
  • To identify metastases in the chest, a CT is performed.

Additional diagnostics

To avoid unpleasant surprises during anesthesia, it is necessary to know the state of the cardiovascular system, and get an anesthesiologist’s consultation.

A malignant gastric tumor greatly disrupts the biochemical balance, so it will be necessary to make a detailed blood test including clotting factors, and to determine by blood elements what nutritive support will be needed before and after the surgery.

Gastric cancer was first successfully operated by Billroth in Austria at the end of the 18th century. Over the past century and a half, therapeutic approaches to most malignant neoplasms have changed, many anticancer drugs have appeared, but only surgery gives hope for a cure of gastric cancer.

We’ll answer your questions

Principles for choice of gastric cancer therapy

In gastric cancer, the treatment tactics is determined by the extent of the malignant tumor. According to the treatment strategy focused on the highest life expectancy with acceptable quality, all patients are divided into three groups:

  1. The first group can hope for a long life, nine out of ten will live more than five years, because they had been diagnosed with initial cancer that can be cured only by surgery, in some cases even saving the stomach.
  2. The second group is the largest, including patients with a rather extensive tumor localized only in the stomach with lesion of the nearest lymph nodes, able to be removed with the loss of part or all of the organ.
  3. The third group consists of patients whose existing neoplasms cannot be radically and entirely removed, or whose general condition is so weak that it does not allow for surgery.

Surgical treatment of gastric cancer

Only surgical tumor removal gives hope for a cure. The range of interventions recommended by the standards includes resection, removal of a part of the stomach, and gastrectomy, its complete removal. With a minimal mucosal lesion, innovative endoscopic operations are used that preserve the organ, and with it, a good quality of long life.

With a small cancer, the common and most often used tactics is stomach resection, and with an advanced tumor, gastrectomy.

Metastases exclude radical treatment, during this period cancer cells are spread throughout the body by blood and lymph, this process is called dissemination. Surgery is absolutely contraindicated with several metastases of gastric cancer in the pulmonary and hepatic tissue. With single and slowly growing tumor nodes, the case conference should discuss whether the part of the lung or the liver affected by metastases should be removed, only if it is possible to completely «clear out» the cancer from the body, as even not a single neoplasm may remain.

It is not possible to remove the lymph nodes affected by cancer outside the abdominal cavity, or tumor seedings on the peritoneum, therefore surgery is contraindicated.

We work 24/7 Call us now

Treatment of advanced gastric cancer

If the examination reveals a large neoplasm, this does not mean that the affected part or the whole organ can be removed. Only diagnostic laparoscopy that reveals hidden foci and metastases in the peritoneum can ensure resectability, so it is included in the standards of cancer treatment.

Invasion of a tumor conglomerate into another organ also does not exclude excision, and such large-scale and serious operations are already performed. The surgical stage is complemented by cycles of chemotherapy.

If the possibility of removal is doubtful, chemotherapy is also prescribed. After several cycles, a second examination is performed to clarify the dynamics, and the possibility of removal is discussed.

If surgical treatment is abandoned due to the excessively large size of the tumor conglomerate or the patient’s poor condition, chemotherapy is performed for metastases.

There is always the possibility of palliative surgery to reduce distressing manifestations of the illness.

If the neoplasm seals off the stomach entrance, depriving the patient of the opportunity to eat, then a gastrostoma is installed, a tube through which specially prepared food is introduced directly into the gastrointestinal tract.

When bleeding from the tumor occurs, manifested by vomiting and liquid faeces on the background of deteriorating condition, the vessel is tied up during endoscopic examination, or other hemostatic manipulations are performed.

This text is based on the materials of NCCN (National Cancer Comprehensive Network).

In most cases when tumor seedings on the peritoneum and ascites are detected, the patient is given up for lost and gets only symptomatic treatment. At the Clinic Medicine 24/7, such patients receive intraperitoneal chemotherapy with hyperthermia, which helps them live longer and better. Sign up for a consultation: +7 (495) 151-14-47

Reference list:

  1. Yu. E. Berezov. Surgery of gastric cancer (In Russian) // Moscow, Medicine Publ., 1976, 356 pp.
  2. Davydov M. I., Komov D. v. , Lotokov A. M., Komarov I. G., Leskin A. P. Emergency management of complicated stomach cancer (In Russian) // Journal of N. N. Blokhin Russian Cancer Research Center RAMS. 2006, No. 3.
  3. Tveritieva A. F., Uteshev N. S., Pakhomova G. v. Bleeding gastric cancer as the problem of emergency surgery (In Russian) // Materials of the International Surgical Congress «Current Problems of Modern Surgery», Moscow, February 22–25, 2003, p. 154.
  4. Lyudmila Valeryevna Nikitina Gastric cancer: risk factors, diagnostics of cancer and preceding lesions (In Russian) // Far Eastern Medical Journal. 2010, No. 1.

Рак желудка

Рак желудка впервые успешно прооперировал австриец Бильрот в конце XVIII века. За прошедшие полтора века изменились лечебные подходы к большинству злокачественных новообразований, появилось множество противоопухолевых лекарств, но надежду на излечение рака желудка дает только операция.

Принципы выбора лечения рака желудка

При раке желудка тактику лечения определяет распространенность злокачественной опухоли. Всех пациентов по лечебной стратегии, ориентированной на максимально высокую продолжительность жизни при приемлемом качестве, разделяют на три группы:

  1. Первая группа может надеяться на долгую жизнь, девять из десяти проживут больше пятилетки, потому что у них диагностирован начальный рак, который можно вылечить только оперативным способом, в некоторых случаях даже сохранить желудок.
  2. Вторая группа самая большая, в неё входят пациенты с довольно обширной опухолью, но локализованной только в желудке и поразившей ближайшие к нему лимфатические узлы, что можно удалить с потерей части или всего органа.
  3. Третью группу составляют пациенты, которым невозможно радикально удалить все имеющиеся новообразования, или общее состояние такое слабое, что не позволяет перенести оперативное вмешательство.

Хирургическое лечение рака желудка

Только хирургическое удаление опухоли дает надежду на излечение, в спектр рекомендованных стандартами вмешательств включены резекция — удаление части желудка и полное удаление — гастрэктомия, при минимальном поражении слизистой используются инновационные эндоскопические операции, сохраняющие орган, а с ним и хорошее качество долгой жизни.

При небольшом раке общепринятая и чаще всего используемая тактика — резекция желудка, при распространенной опухоли — гастрэктомия.

При метастазах исключается радикальное лечение, в этот период раковые клетки разносятся по организму кровью и лимфатической жидкостью, процесс называется диссеминация. Абсолютно противопоказано хирургическое вмешательство при нескольких метастазах рака желудка в легочной ткани и печени. При единичных и медленно растущих опухолевых узлах консилиумом должен обсуждаться вопрос о целесообразности удаления части пораженного метастазами легкого или печении, исключительно при возможности полного «освобождения» организма от рака — не должно оставаться ни одного новообразования.

Удалить пораженные раком лимфатические узлы за пределами брюшной полости или опухолевые отсевы на брюшине не удастся, поэтому операция противопоказана.

Причины рака желудка больше предполагают, чем могут точно подтвердить, что характерно для большинства злокачественных новообразований. Наука знает обо всех этапах превращения нормальной клетки в раковую, но не может ответить на вопрос «почему это случилось».

Причина рака желудка

Как считается, раковому перерождению способствует хеликобактерное инфицирование. Точно известно, что бактерия хеликобактер пилори становится причиной язвенной болезни, при язве и злокачественной трансформации возникает один и тот же процесс — пролиферация или усиленное размножение клеток в ответ на хроническое воспаление.

В процессе усиленного воспроизводства клеток происходит сбой и в клетке возникает структурный дефект, превращающий её в прародительницу злокачественного клеточного пула.

Интересно, что у народов российского Севера обсемененность хеликобактер пилори очень высокая, а язва большая редкость, как и рак, потому что слизистая оболочка генетически приспособилась перерабатывать жёсткую пищу.

Получается, что бактерии подготавливают развитие злокачественного новообразования, что же становится главной причиной развития рака, пока не знают.

Наследственность как причина для развития рака желудка

Генетическая предрасположенность подтверждается повышением на одну пятую вероятности развития злокачественного новообразования в желудке, когда близкий родственник болеет раком желудка.

Видимо, какие-то гены ответственны за развитие заболевания, потому что им очень часто страдают целые народы: японцы, чилийцы и исландцы. Оно характерно для чернокожих индийских и испанских эмигрантов, проживающих в США, тогда как на родине в Индии и Испании заболеваемость не самая высокая.

раковые клетки

Факторы риска рака желудка

  • Определенного вредного продукта не найдено, но питание тоже отнесено к причинам, способствующим развитию опухоли. Так изменение модели питания переселившимися в Америку японцами приводит к снижению заболеваемости.
  • Считается, что виноват хронический дефицит витамина В12, возникающий из-за неполноценности слизистой оболочки. Возможно, что нарушение всасывания витамина и злокачественный рост обусловлены изначальной болезненностью слизистой, и совсем не связаны друг с другом.
  • Замечено, что у перенесших желудочную операцию частота злокачественной опухоли трехкратно возрастает.
  • Работа с асбестом и никелем могут привести к процессу, а также высокое содержание нитратов, нитритов и консервантов в продуктах питания.
  • Способствует хроническая и серьёзная недостаточность иммунитета, поэтому при иммунодефиците на фоне ВИЧ-инфекции часто развиваются злокачественные опухоли.
  • Злоупотребления алкоголем и табаком повреждает слизистую оболочку, что вызывает её пролиферативные изменения, но эти факторы не увеличивают риска заболевания.

В большинстве случаев заболевание возникает при сочетании нескольких факторов риска, но также часто у пациента не выявляется ни единой причины, которая могла бы привести к злокачественному процессу.

Заочная консультация с врачом сейчас!

Роль полипов в развитии заболевания

Хорошо изучена роль полипов в формировании злокачественных новообразований желудочно-кишечного тракта. Аденоматозные полипы желудка, особенно с ворсинками и больше двух сантиметров тоже могут стать причиной рака. Все полипы удаляют при гастроскопии, потому что только исследование всего доброкачественного разрастания слизистой под микроскопом может исключить или подтвердить начало перехода в рак.

Препараты для лечения язвенной болезни из группы ингибиторов протонной помпы способствуют образованию ямчатых полипов с низкой вероятностью перерождения.

Применения для обезболивания нестероидных противовоспалительных препаратов способствует воспалению полипозных разрастаний слизистой оболочки, а воспаление — это пролиферация с возможностью трансформации клетки в рак.

Симптомы рака желудка в то время, когда его можно вылечить, практически отсутствуют или принимаются за банальные и бесследно проходящие желудочные страдания. Явные клинические проявления заболевания часто ставят под сомнение возможность радикального лечения.

Наш специалист в этой сфере:
заместитель главного врача по лечебной работе, врач онколог-хирург, к.м.н
Позвонить врачу

Симптомы раннего рака желудка

На начальном этапе симптомы рака желудка нечеткие и часто вовсе не наблюдается каких-либо явных признаков неблагополучия. Если есть какое-то желудочное недомогание, то симптомы его не специфичны для злокачественной опухоли. Самое частое — извращение аппетита и его ухудшение может быть признаком любого желудочного заболевания, не только рака.

После постановки диагноза можно попытаться ретроспективно отследить первые проявления болезни, хотя невозможно точно сказать, что желудочные проблемы вызывала именно опухоль, а не гастрит — диспепсия. Клинические проявления злокачественного новообразования ничем не отличаются от гастритических жалоб, время от времени беспокоящих всех взрослых людей.

Злокачественный процесс протекает под масками других желудочных заболеваний, обнаружить его можно при профилактическом осмотре, случайно при обследовании по другому поводу находят уже его метастазы. Ранний рак, как правило, выявляют при регулярном эндоскопическом обследовании хронического язвенника.

Симптомы распространенного заболевания

Клинические симптомы зависят от размера и расположения раковой опухоли в органе.

При локализации образования во входном отделе, ощущается комок, мешающий продвижению пищи по пищеводу и появляется отрыжка съеденным. Человек избегает твёрдой еды, переходя на жидкую пищу.

При локализации рака в выходном отделе, еда задерживается в желудке, при незначительном переедании может возникнуть рвота.

Если инфильтрат больших размеров занимает середину — тело желудка, то пациент насыщается небольшими, против обыкновения, порциями еды. Дольше сохраняется ощущение сытости и тяжести.

При прорастании передней желудочной стенки узел прощупывается под ложечкой, но явной болезненности не ощущается. Боли возникают при прорастании задней желудочной стенки и распространении на другие органы брюшной полости. Опоясывающие боли или боли в пояснице — признак прорастания опухоли в поджелудочную железу.

В этот период пациент начинает терять вес, ощущает нарастающую слабость и вялость от хронического недоедания, голод сопровождается стойким отвращением к еде.

Закажите план лечения!

Симптомы метастатической стадии

У каждого злокачественного заболевания есть «излюбленные» локализации метастазов. Рак желудка преимущественно распространяется в брюшной полости — имплантационно и по лимфатической системе, опухолевые отсевы в легкие и кости для него совсем не типичны.

  • Появление желтушного окрашивание кожи на фоне умеренного повышения температуры тела, постоянной тошноты и нарастающей слабости — признак метастатического поражения печени.
  • Увеличение живота в размере на фоне похудания свидетельствует об образовании свободной жидкости в брюшной опухоли — асцита.
  • Рвота коричневыми массами и черный жидковатый стул — проявления кровотечения из разрушенного опухолевыми массами крупного желудочного сосуда.
  • Увеличение яичников и опухолевые конгломераты лимфатических узлов надключичной области — типичные симптомы заболевания.
  • Диагностика рака желудка мало изменилась в ХХI веке, она также базируется на эндоскопическом исследовании, только более совершенном. От квалификации специалиста эндоскопии зависит очень многое, потому что вся история заболевания очень короткая.

рак желудка

Первый этап диагностики рака желудка

Диагностика начинается не онкологом, рак желудка первично выявляется терапевтом или хирургом, к которым пациент обратился с жалобами на желудочный дискомфорт. Возможен и такой вариант, когда патологические изменения обнаруживают совершенно случайно при обследовании по поводу другого заболевания, и эти изменения — метастазы, потому что желудочную патологию выявить можно только при прицельном обследовании, при УЗИ брюшной полости ни желудка, ни кишечника не видно.

К онкологу пациент приходит с подозрением на злокачественную опухоль, с выполненным в поликлинике эндоскопическим исследованием и «стеклами» гистологических препаратов, которые были получены при биопсии кусочка опухоли. На этом этапе диагностики не оценивается распространённость злокачественного процесса и, соответственно, выбрать оптимальное лечение еще невозможно.

Второй этап диагностики

Обследование необходимо для разработки тактики лечения рака. Необходимо узнать размеры опухоли в органе, определить, насколько ей удалось распространиться по организму. Поэтому эндоскопическое исследование будет сделано повторно, другими способами узнать истинное положение дел не представляется возможным.

Сегодня более современная совмещенная с УЗИ эзофагогастродуоденоскопия — эндосонография позволяет увидеть, как внутри желудочной стенки располагается опухоль, где проходят границы рака, проникает ли опухолевый конгломерат в соседние органы.

Во время исследования не только оценивается возможность удаления желудка, но и прогнозируются угрожающие жизни осложнения: кровотечение и прорыв стенки — перфорация.

Отзывы наших пациентов

  • Анна Сергеевна о лечении рака желудка
    Анна Сергеевна поступила в клинику «Медицина 24/7» в тяжёлом состоянии. На фоне рака желудка у неё была нарушена проходимость пищевода. В клинике её состояние ухудшилось, любой приём пищи был невозможен, началась непрерывная рвота. В ходе обследования обнаружен неоперабельный стеноз.Было принято решение по проведению стентирования. В ходе процедуры был установлен уникальный...

Диагностическая лапароскопия

Эндоскопическое обследование брюшной полости — лапароскопия нужна не всем пациентам. Безусловно необходима при крупной опухоли или прорастающем стенку желудка раковом узле. При высокой степени злокачественности лапароскопия позволит выявить карцероматоз брюшины — метастатические узелки по выстилающей внутренние органы слизистой оболочке. Никакими другими способами, кроме непосредственного осмотра глазами с помощью оптики, не удается выявить обсеменение брюшины.

Обнаружение метастазов на брюшине радикально меняет тактику лечения. При таких метастазах выполняется только паллиативная операция, избавляющая от тягостных симптомов, радикальное вмешательство уже невозможно.

Если отказаться от лапароскопического обследования, то на первом этапе полостной операции хирург проведет ревизию, скрытые метастазы будут обнаружены и первоначальные хирургические планы изменятся. При раке желудка лапароскопия позволяет избежать напрасного вмешательства, поэтому включена в стандарт обязательной предоперационной диагностики.

Выявление метастазов рака

  • Рентгенологическое полипозиционное исследование желудка с нескольких ракурсов выявит распространение опухоли вверх на пищевод и вниз на двенадцатиперстную кишку, что не всегда можно проследить даже на КТ.
  • В брюшной полости при УЗИ выясняют вовлеченность в процесс печени и брюшины, определяют размеры видимых лимфатических узлов.
  • Стандарт диагностики — КТ брюшной полости, позволяющая найти очень мелкие метастазы и в укромных уголках, куда ультразвук не проходит.
  • Рак желудка, кроме печени и брюшины, имеет типичные зоны метастазирования в лимфоузлы надключичных областей, яичники, пупок. Поэтому выполняется УЗИ шейно-надключичных зон и малого таза с осмотром гинекологом.
  • Для выявления метастазов в грудную клетку проводится КТ.

Дополнительная диагностика

Чтобы наркоз не принес неприятных неожиданностей, нужно знать состояние сердечно-сосудистой системы, и пройти консультирование анестезиолога.

Злокачественная опухоль желудка сильно нарушает биохимический баланс, потребуется сдать развернутый анализ крови с факторами свертывания и определить по элементам крови, какие питательные вещества — нутритивная поддержка необходима перед и после операции.

Рак желудка впервые успешно прооперировал австриец Бильрот в конце XVIII века. За прошедшие полтора века изменились лечебные подходы к большинству злокачественных новообразований, появилось множество противоопухолевых лекарств, но надежду на излечение рака желудка дает только операция.

Ответим на интересующие вас вопросы

Принципы выбора лечения рака желудка

При раке желудка тактику лечения определяет распространенность злокачественной опухоли. Всех пациентов по лечебной стратегии, ориентированной на максимально высокую продолжительность жизни при приемлемом качестве, разделяют на три группы:

  1. Первая группа может надеяться на долгую жизнь, девять из десяти проживут больше пятилетки, потому что у них диагностирован начальный рак, который можно вылечить только оперативным способом, в некоторых случаях даже сохранить желудок.
  2. Вторая группа самая большая, в неё входят пациенты с довольно обширной опухолью, но локализованной только в желудке и поразившей ближайшие к нему лимфатические узлы, что можно удалить с потерей части или всего органа.
  3. Третью группу составляют пациенты, которым невозможно радикально удалить все имеющиеся новообразования, или общее состояние такое слабое, что не позволяет перенести оперативное вмешательство.

Хирургическое лечение рака желудка

Только хирургическое удаление опухоли дает надежду на излечение, в спектр рекомендованных стандартами вмешательств включены резекция — удаление части желудка и полное удаление — гастрэктомия, при минимальном поражении слизистой используются инновационные эндоскопические операции, сохраняющие орган, а с ним и хорошее качество долгой жизни.

При небольшом раке общепринятая и чаще всего используемая тактика — резекция желудка, при распространенной опухоли — гастрэктомия.

При метастазах исключается радикальное лечение, в этот период раковые клетки разносятся по организму кровью и лимфатической жидкостью, процесс называется диссеминация. Абсолютно противопоказано хирургическое вмешательство при нескольких метастазах рака желудка в легочной ткани и печени. При единичных и медленно растущих опухолевых узлах консилиумом должен обсуждаться вопрос о целесообразности удаления части пораженного метастазами легкого или печении, исключительно при возможности полного «освобождения» организма от рака — не должно оставаться ни одного новообразования.

Удалить пораженные раком лимфатические узлы за пределами брюшной полости или опухолевые отсевы на брюшине не удастся, поэтому операция противопоказана.

Мы работаем 24/7. Звоните сейчас

Лечение распространенного рака желудка

Если обследование выявляет крупное новообразование, это ещё не означает, что пораженную часть или весь орган можно удалить. Уверенность в резектабельности даст только выявляющая скрытые очаги и метастазы по брюшине диагностическая лапароскопия, поэтому она введена в стандарты лечения рака.

Прорастание опухолевого конгломерата в другой орган тоже не исключает иссечения, такие крупные и тяжелые операции уже выполняются. Хирургический этап дополняется циклами химиотерапии.

При сомнении в возможности удаления тоже назначается химиотерапия, после нескольких циклов для выяснения динамики проводится повторное обследование и обсуждается вопрос о возможности удаления.

При отказе от оперативного лечения по причине слишком большого размера опухолевого конгломерата или неважного состояния пациента, при метастазах выполняется химиотерапия.

Всегда остается возможность паллиативного — уменьшающего тягостные проявления заболевания хирургического лечения.

Если новообразование перекрывает вход в желудок, лишая пациента возможности питаться, то устанавливается гастростома — трубка, через которую специально подготовленная пища вводится непосредственно в желудочно-кишечный тракт.

При кровотечении из опухоли, проявляющейся рвотами и жидким стулом на фоне ухудшающего состояния, при эндоскопическом исследовании перевязывается сосуд или проводятся другие кровоостанавливающие манипуляции.

Текст написан на основе материалов NCCN (Национальной всеобщей онкологической сети).

В большинстве случаев обнаружение опухолевых отсевов на брюшине и асцита на пациенте тоже «ставят крест», ему проводится только симптоматическое лечение. В Клинике Медицина 24/7 такие больные получают внутрибрюшинную химиотерапию с гипертермией, что помогает им жить дольше и лучше. Запишитесь на консультацию: +7 (495) 230-00-01.

Источники:

  1.  Ю.Е. Берёзов, Хирургия рака желудка. - М.: Медицина, 1976. - 356 с.
  2. Давыдов М. И., Комов Д. В., Лотоков А. М., Комаров И. Г., Лескин А. П. Неотложная помощь при осложненном раке желудка // Вестн. РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН. 2006. №3.
  3. Тверитиева А. Ф., Утешев Н. С., Пахомова Г. В. Кровоточащий рак желудка — проблема неотложной хирургии // Матер. Междунар. хир. конгр. «Актуальные проблемы современной хирургии», Москва, 22—25 февраля 2003 г. — С. 154.
  4. Никитина Людмила Валерьевна Рак желудка: факторы риска, диагностика рака и предшествующих поражений // Дальневосточный медицинский журнал. 2010. №1.

Наши цены

Консультация специалиста
Прием врача-онколога повторный 2600 руб.
Прием врача-онколога первичный 3700 руб.
Прием врача-онколога К.М.Н. повторный 4200 руб.
Прием врача-онколога К.М.Н. первичный 5300 руб.
Услуги
Эзофагогастродуоденоскопия диагностическая 4820 руб.
Резекция желудка проксимальная субтотальная 85600 руб.
Резекция желудка дистальная субтотальная с использованием видеоэндоскопических технологий 107000 руб.
Резекция желудка дистальная субтотальная комбинированная 91000 руб.
Резекция желудка дистальная субтотальная 85600 руб.