Ovarian cancer

The notion of ovarian cancer combines manifold malignant neoplasms arising from different cells of the genital glands, with a different course, but similar treatment.

Causes of ovarian cancer

Nine out of ten malignant ovarian tumors emerge from the epithelium, the upper layer of the mucous membrane, and this is glandular cancer or adenocarcinoma. Presumably, the majority of cancers occur precisely in the epithelium covering the ovary, but they can also develop from the mucous membrane of the appendages, the fallopian tubes.

It is assumed that regular pregnancies and breastfeeding practiced by our ancestors gave the sex glands physiological rest manifested in cessation of follicle development and ovulation. Modern abandonment of numerous progeny forces the glands to permanent work and, accordingly, during constant fission of epithelial cells the program may malfunction in the direction of malignancy.

Risk factors for ovarian cancer

It has been noted that ovarian cancer is characteristic of women in developed countries, but due to a very small population of affected Japanese women, it was not urbanization that was considered to be the cause, but the diet, the menu orientation towards animal protein foods. Obesity also was included into the pathology initiation causes.

Since the ovaries are hormone-dependent organs, such reason as hormonal imbalance is not excluded, since infertile women develop the condition more often. Studies have shown a threefold increase in the risk of cancer after a long (at least a year) intake of ovulation stimulants applied for ovarian infertility.

The other way round, hormonal contraception and pregnancy, and breastfeeding protect against development of a malignant process in the ovarian tissue.

Early puberty and late menopause favor the pathology, but so far the evidence for this hypothesis is not solid.

The condition is considered to be occupational hazard for women engaged in the production of talc.

How does gynecological surgery affect the development of ovarian cancer?

The incidence of the condition does not increase after gynecological surgery, including hysterectomy or tubal ligation, and of course, ovariectomy, despite the presence of ectopic ovarian tissue that did not originate on the «legitimate» anatomical site. Note that ectopia carries the epithelium of reproductive glands not only into the abdominal cavity, but also into the thyroid and mammary glands, and intestine.

Heredity as the condition cause

This cause has been studied better than all the others, although hardly 1 out of 100 women suffers from hereditary cancer, and their total share among all ovarian cancers does not exceed 10%. Only ovarian cancer can be inherited genetically, or together with mammary cancer. The cause of the disease transmission through the female line lies in the presence of mutated genes BRCA1 or BRCA2.

BRCA1 mutation increases malignant process probability by ¼ to ½, BRCA2 mutation, by less than ¼. Inheritance is highly probable family history includes affected close relatives such as mother or sister, who had cancer of the ovaries and the mammary gland in youth, also with the damage of two ovaries at once. Such families should undergo genetic testing, but a likelihood is not yet the objective reality, especially given the 800 variations of the BRCA1 or BRCA2 gene mutation.

The symptoms of ovarian cancer are associated not so much with the neoplasm type, as with the rate of its growth and spread through the abdominal cavity. Since the abdominal cavity is quite expansive, the signs of the disease do not appear soon, but when the tumor weighs more than a kilogram.

The faster you visit a doctor, the higher is your chance of staying healthy!

Ovarian cancer classification

Of the nearly three dozen types of ovarian neoplasms, four types are detected most often: serous, endometrioid, clear-cell and mucinous. Tumors of these cell types can be not only benign and malignant, but also intermediate or borderline. The borderline ones are not yet true cancer, but at the same time they are not benign and capable of forming metastases, therefore their treatment includes chemotherapy.

The most common malignant ovarian tumors are serous cystadenocarcinomas observed in eight out of ten cancer patients, and in nine out of ten when the process is advanced. This cancer variety is practically undetectable at an early stage. Currently, it is believed that serous tumors with low malignancy (well differentiated) and aggressive (poorly differentiated) tumors originate from different parts of the ovaries.
Endometrioid cancer is the second most frequently diagnosed, found in about 10% of patients and most often detected at the initial stage of development. Even more rare clear-cell adenocarcinoma is also detected early, but for Japanese women this cell type is the most frequent.

Symptoms of early ovarian cancer

In the early stage, to which the tumor damage of two ovaries also belongs, the woman feels almost no symptoms. The tumor stretches the profusely innervated peritoneum, but the woman almost does not pay attention to the minor pulling sensations in the lower abdomen, which can hardly be called pain, unexpressed at best.

Compression of the rectum and bladder by ovaries growing in size also goes unnoticed.

Even an increase in the waist circumference which coincides with the growing discomfort in the stomach and a feeling of stomach overflowing does not arouse suspicion, as the woman thinks that she simply put on some weight, and just relocates buttons on her skirt.

In menstruating women, a violation of the cycle is possible. If this causes concern and is not mistaken for a menopausal problem natural for the given age, a visit to a gynecologist will make it possible to discover the problem.

Ovarian cancer stages

Staging of ovarian cancer can be called multifactorial, since each stage from I through III is divided into three variations, and since the beginning of 2014, three divisions within stages IC and IIIA have been added to this, and the previously indivisible stage IV has also been split in two.

The content of each stage is brief:

  1. Stage 1 means that the process has not gone beyond the limits of the organ, while the letter A next to the number indicates that only one ovary is affected, B, both, and C informs about the capsule rupture and cancerous ascites.
  2. Stage 2 with the letters from A to C describes different variations of the tumor spreading to the lesser pelvis tissues.
  3. Stage 3 means that the cancer has spread throughout the abdominal cavity and marked the retroperitoneal lymph nodes.
  4. Stage 4 denotes any type of spreading with metastases to other organs.

Ascites as a symptom of cancer

Symptoms of an advanced process are an increase in the abdomen size due to tumor nodes in the abdominal cavity, and metastases on the peritoneum lining the cavity. Often the tumor causes ascites, a pathological fluid accumulation. The ascitic fluid increases pressure in the cavity, disrupting function of the gastrointestinal organs, and compresses major vessels, which affects the woman’s condition.

The main symptoms of ascites: an inability to eat due to a decrease in the stomach volume, shortness of breath at normal loads, swelling of the legs due to cardiopulmonary insufficiency. Ascites can be combined with effusion in pleural cavities. However, this is not metastatic pleurisy, but fluid transudation from the abdominal cavity.

We work 24/7. Call now!

Symptoms of advanced ovarian cancer

Cancer nodes can compress the colon and block its lumen, causing intestinal obstruction, a fatal condition that requires urgent medical assistance.

With a large tumor conglomerate, the condition worsens, intoxication increases, and gastrointestinal compression leads to progressive weight loss and weakness, aggravated by regular constipation and respiratory disorders due to restriction in the movements of the diaphragm, which is the respiratory muscle.

Metastases in the inguinal nodes occur infrequently, but tumor conglomerates are localized in the neurovascular bundle area, which causes such a symptom as constant pain.

An expansion of the cancer conglomerate in the lesser pelvis disrupts venous outflow from the lower extremities, which causes their swelling.

Diagnostics of ovarian cancer is by no means easier nowadays, and the main question whether the process is benign or malignant is clarified only by histological examination of a neoplasm fragment removed during an operation or taken at diagnostic laparoscopy.

Why ovarian cancer is rarely detected at an early stage

Screening involves diagnostics of a malignant process which is early and not yet manifested by clinical symptoms. If the condition can be detected not at stage III, but at stage I, then even the minimum treatment will allow the patient to live 3.5 years longer, and with adequate oncological care, the five-year life expectancy will be ensured for 9 patients out of 10, and not just for 2, as is the case with the lately detected tumor process.

Neoplasm diagnostics in the anatomical zone which is inaccessible to observation is difficult, moreover, science cannot specify benign precancerous processes that precede tumor development. Another unknown factor is how long it will take for a small cancer to become advanced. There is an assumption that the condition initially arises from a variety of sites and becomes stage III in an instant. On the other hand, it is believed that ovarian formations grow so slowly that for most people do not have time enough to manifest.

Diagnostics of early ovarian cancer

Two screening examinations are currently recommended: determination of CA-125 marker level and transvaginal ultrasound examination with a special sensor inserted into the vagina.

The marker can also increase in healthy women who smoke and have undergone hysterectomy, and with a small ovarian tumor, only every second woman at most has an increase in its level. An ultrasound scan reveals three out of four small ovarian tissue lesions, overlooking the fourth one.

We still do not have a sufficiently sensitive and inexpensive diagnostic technique that can be used to monitor the state of the reproductive glands with 100% accuracy. But even worse, the widespread introduction of screening did not affect the final result at all, patients did not begin to live longer. There is only one way out, identification of a malignant ovarian tumor requires to regular gynecologist monitoring and examination by the individual program.

Standard diagnostics of ovarian cancer before treatment

The final diagnosis of ovarian cancer is established only by morphology, through microscopic examination of the tumor tissue. Prior to that, there will be only «suspected cancer».

In this situation, an ultrasound scan with a special vaginal sensor will show the spreading of cancer in the lesser pelvis, the true condition of the abdominal cavity will be revealed only during the operation. A CT scan with contrast enhancement has a better sensitivity and is certainly preferable to transvaginal ultrasound, but does not preclude an ultrasound scan for the convenience of further observation.

A colonoscopy is always performed before surgery, because tumor nodes in the abdominal cavity can compress and invade the colon.

For women after 40 years of age, AFP and chorionic gonadotropin markers are tested for the differential diagnostics of cancer and germ cell ovarian neoplasm, and inhibin is determined to exclude sarcomatous growth.

The compulsory menu of primary diagnostics of the process spreading includes ultrasound examination of the lymph nodes, mammography to exclude breast cancer with metastases in the ovaries, and chest radiography.

Cancer diagnostics by marker

The increase in CA-125 depends on the condition stage; if at the beginning of the malignant process development less than half of the patients show an increase in its level, it almost always increases at stage IV, when there are already distant metastases outside the abdominal cavity.

The cellular structure of the tumor also affects the level of CA-125. Thus, with serous cancer, the increase is more common than with other options: endometrioid, clear-cell and mucinous carcinoma. The marker is age-sensitive: the older the woman, the more reliable the result, false negative tests being frequent in young women.

Normally, CA-125 increases during menstruation and in the first half of pregnancy, with smoking and obesity, benign processes of the reproductive organs and inflammatory conditions of gynecological organs.

Therefore, today CA-125 is used not so much for the initial diagnosis, but for monitoring the course of an already established and treated ovarian cancer, helping to assess treatment effectiveness and relapse development.

Surgical treatment of ovarian cancer

The disease is so sensitive to drug treatment that it is impossible to talk about a cure without surgery. In all stages except IV, surgery is necessary even if it is impossible to remove the entire tumor. Ovarian cancer has a unique feature that is completely unacceptable for all other malignant tumors. It is possible to remove part of the tumor leaving what cannot technically be deleted, and it will not cause a process progression.

At the first stage, a cytoreductive operation is performed, in which everything possible is removed. If nodes remain, it is desirable for the remainder to be no greater than a centimeter. The less tumor amount remains for chemotherapy, the second stage, the better the final result.

We work 24/7. Call now!

What is removed during surgery

The organs removed together with the tumor are the uterus with appendages and the large omentum covering the intestine, where tumor cells accumulate. In some very rare cases of a tiny and non-aggressive process in one reproductive gland, which corresponds to stage IА, if the woman wants to have children, the appendage with the affected ovary is removed, the second healthy ovary is partially resected for a detailed microscopic examination, and the omentum with lymph nodes are removed too.

Endoscopic operations do not allow to assess the abdominal cavity condition, therefore, laparoscopy for ovarian cancer is used to obtain cell analysis and assess the possibility of performing a full-fledged surgical cytoreduction.

If the initial examination reveals a voluminous conglomerate adherent to the pelvic bones and technically non-removable, chemotherapy is performed at the first stage, and surgery is postponed until the situation improves.

Ovarian cancer chemotherapy

After surgery, the issue of chemotherapy is not raised only for cancer stage I without ascites and a well differentiated formation, as well as for non-clear cell carcinoma. All the rest with a completely removed tumor are offered 4 chemotherapy cycles with platinum-based drugs.

Non-operated patients or those having residual nodes after surgery or ascites form of the disease undergo 6 cycles. With the epithelial type, intraperitoneal administration of platinum derivatives practiced by Medicine 24/7 gives a good result with less toxic reactions.

Relapse treatment

A possible relapse of ovarian cancer after treatment is indicated by an increase in CA-125 marker, which can react with growth long before the onset of a detectable tumor, an average of 5 months in advance.

The CA-125 norm is less than 35 U/ml, if the woman had a normal value, then relapse is expected with a double increase, that is, at 70 U/ ml and more. If a woman had CA-125 after treatment higher than normal, then a two-fold increase from the baseline indicates a relapse, for example, the initial value was 55 U/ml, if it raises above 110 U/ml, it would be a reason to start worrying. The second analysis made a week after the first is taken as the true value.

No need to worry if the marker has risen, but no tumor manifestations have been found, and treatment is denied for this reason. Scientific reserach has shown that the result is the same irrespective whether the treatment is started immediately with CA-125 increase, or is postponed until a tumor appears.

Ovarian cancer is not necessarily accompanied by an increase in CA-125, however, this is a relapse and chemotherapy is suggested. The choice of drugs is determined by the duration of the free period, the time from the primary elimination of cancer to the appearance of a new tumor.

This text is based on the materials of NCCN (National Cancer Comprehensive Network).

    Request a call back and our specialists will promptly contact you!

+7 (495) 181-44-86 Автозаводская 16/2

Рак яичников

Рак яичников объединяет разнородные злокачественные новообразования, возникающие из различных клеток половых желез, с непохожим течением, но одинаково лечащиеся. 

Причины развития рака яичников

Девять из десяти злокачественных опухолей яичников возникает из эпителия — верхнего слоя слизистой оболочки и это железистый рак или аденокарцинома. Предположительно, что основная масса раковых образований возникает именно в эпителии, покрывающем яичник, но может развиться и из слизистой оболочки придатков — маточных труб.

Предполагается, что регулярные беременности и кормление грудью, что практиковали наши предки, дает половым железам физиологический отдых — прекращение созревания фолликулов и овуляции. Современный отказ от многочисленного потомства вынуждает железы к постоянной работе и, соответственно, во время постоянного деления клеток эпителия может случиться сбой программы в сторону злокачественности.

Факторы риска рака яичников

Отметили, что рак яичников характерен для женщин развитых стран, но из-за очень небольшой популяции больных японок, причиной сочли заболевания не урбанизацию, а всё то же питание, а именно ориентацию меню на животные белковые продукты. Ожирение тоже попало в причины инициации патологии.

Поскольку яичники — гормонозависимые органы, не исключается и такая причина, как гормональный дисбаланс, поскольку у бесплодных женщин заболевание развивается чаще. Исследования продемонстрировали трехкратное возрастание риска рака после длительного, не менее года, использования лекарств — стимуляторов овуляции, применяемых при яичниковом бесплодии.

Применение гормональной контрацепции и беременности, грудное вскармливание, наоборот, защищают от развития злокачественного процесса в яичниковой ткани.

Ранее половое созревание и позднее наступление менопаузы благоприятствуют патологии, но пока доказательство этой гипотезы не основательно.

Заболевание считается профессиональной вредностью для женщин, занятых на производстве талька.

рак

Как влияют на развитие рака яичников гинекологические операции?

Не возрастает частота заболевания после гинекологических операций, в том числе удаления матки или перевязки маточных труб, и конечно, удаление яичников, не смотря на наличие эктопированной — возникшей не на «законном» анатомическом месте яичниковой ткани. А эктопия «заносит» эпителий половых желез не только в брюшную полость, но в щитовидную и молочные железы, кишечник.

Наследственность как причина заболевания

Эту причину изучили лучше, чем все остальные, хотя наследственным раком болеет едва ли каждая сотая женщина, а общая доля их среди всех яичниковых раков не превышает 10%. Генетически может наследоваться только рак яичников или вместе с раком молочной железы. Причина передачи заболевания по женской линии в наличии мутировавших генов BRCA1 или BRCA2.

Мутация BRCA1 увеличивает возможность злокачественного процесса от четверти до половины, мутации BRCA2 — менее четверти. Наследование высоко вероятно, когда в семейной истории прослеживаются больные близкие родственницы — мать или сестры, у которых рак яичников и молочной железы возник в молодости, да ещё и с поражением сразу двух яичников. Такие семьи должны проходить генетическое тестирование, но вероятность ещё не объективная реальность, тем более что существует 800 вариаций мутации генов BRCA1 или BRCA2.

Симптомы рака яичников связаны не столько с видом новообразования, сколько со скоростью его роста и распространением в брюшной полости. Поскольку объем брюшной полости довольно обширный, то и признаки заболевания появляются очень не скоро, а когда опухоль весит больше килограмма.

Чем быстрее обратитесь к врачу — тем выше шанс сохранить здоровье!

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Классификация рака яичников

Из почти трех десятков видов новообразований яичников, чаще всего выявляется четыре типа: серозный, эндометриоидный, светлоклеточный и муцинозный. Опухоли этих клеточных типов бывают не только доброкачественными и злокачественными, но и промежуточными или пограничными. Пограничные ещё не совсем рак, но уже и не доброкачественные, они способны образовывать метастазы, поэтому и лечение их включает химиотерапию.

Самые частые злокачественные опухоли яичников — серозные цистаденокарциномы отмечаются у восьми из десяти больных раком, а при распространенном процессе — уже у девяти. Этот вариант рака практически не выявляется в ранней стадии. Сегодня считается, что серозные низкой степени злокачественности (высокодифференцированные) и агрессивные (низкодифференцированные) опухоли происходят из разных участков яичников.

Эндометриоидный рак второй по частоте обнаружения, им болеет около 10% пациенток и этот вариант чаще всего выявляется на начальном этапе развития. Также рано обнаруживается ещё более редкая светлоклеточная аденокарцинома, но для японок этот клеточный тип самый частый.

Симптомы раннего рака яичников

В ранней стадии, к которой относят и поражение опухолью двух яичников, женщина практически не ощущает симптомов болезни. Опухоль растягивает богато иннервированную брюшину, но женщина почти не обращает внимания на небольшие тянущие ощущения внизу живота, которые трудно назвать болями, разве что невыраженными.

Сдавление прямой кишки и мочевого пузыря растущими в размере яичниками тоже не замечается.

Даже увеличение окружности талии, совпадающее с нарастающим дискомфортом в животе и чувством переполнения желудка, не вызывает подозрений — поправилась и просто перешиваются пуговицы на юбке.

У менструирующих женщин возможно нарушение цикла, если это обеспокоит, а не будет принято за естественную в этом возрасте климактерическую проблему, то обращение к гинекологу позволит обнаружить заболевание.

Наш специалист в этой сфере:
Заведующий хирургическим отделением, онколог-гинеколог, маммолог, к.м.н.
Позвонить врачу

Стадии рака яичников

Стадирование рака яичников можно назвать многофакторным, потому что каждая с I по III стадии делится на три варианта, а с начала 2014 года к этому ещё было добавлено три подразделения внутри стадий IC и IIIA и ранее неделимую IV стадию тоже разбили надвое.

Наполнение каждой стадии кратко:

    1. Стадия 1 означает, что процесс не вышел за пределы органа, но литера «А» рядом с цифрой говорит о поражении только одного яичника, «В» — обоих, а «С» информирует о разрыве капсулы и раковом асците.
    2. Стадия 2 с буквами от «А» до «С» описывает разные варианты распространения опухоли на ткани в малом тазу.
    3. Стадия 3 — рак разошелся по брюшной полости и пометил собой забрюшинные лимфоузлы.
    4. Стадия 4 — любой вариант распространения с метастазами в другие органы.

Асцит как симптом рака

Симптомы распространенного процесса — это увеличение размеров живота из-за узлов опухоли в брюшной полости и метастазов на выстилающей полость брюшине. Часто опухоль вызывает образование патологической жидкости — асцита. Асцитическая жидкость повышает давление в полости, нарушая функционирование органов желудочно-кишечного тракта, сдавливает крупные сосуды, что сказывается на состоянии женщины.

Основные симптомы асцита: невозможность есть из-за уменьшения объема желудка, одышка при обычной нагрузке, отеки ног вследствие сердечно-легочной недостаточности. Асцит может сочетаться с выпотом в плевральных полостях, но это не метастатический плеврит, а пропотевание жидкости из полости живота.

Мы работаем круглосуточно. Позвоните сейчас!

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Симптомы распространенного рака яичников

Раковые узлы способны сдавливать толстую кишку и перекрыть её просвет, вызывая кишечную непроходимость — фатальное состояние, требующее срочных лечебных мероприятий.

При большом опухолевом конгломерате состояние ухудшается, нарастает интоксикация и сдавление ЖКТ приводит к прогрессивной потере веса и слабости, которые усугубляются регулярными запорами и дыхательными нарушениями вследствие ограничения движений дыхательной мышцы — диафрагмы.

Метастазы в паховых узлах возникают нечасто, но опухолевые конгломераты локализуются в области прохождения сосудисто-нервного пучка, что вызывает такой симптом как постоянная боль.

Увеличение ракового конгломерата в малом тазу нарушает венозный отток от нижних конечностей, они отекают.

Диагностика рака яичников и сегодня не стала проще, главный вопрос — «доброкачественный или злокачественный процесс» проясняется только при гистологическом исследовании удаленного во время операции или взятого при диагностической лапароскопии кусочка новообразования.

рак яичников

Почему рак яичников редко выявляют в ранней стадии

Скрининг предполагает диагностику раннего, ещё не проявившегося клиническими симптомами злокачественного процесса. Если заболевание удается выявить не на III, а на I стадии, то даже минимальное лечения позволит пациентке прожить на 3,5 года дольше, а при адекватной онкологической помощи из десяти больных пятилетку переживут 9, а не двое, как при запоздало выявленном опухолевом процессе.

Диагностика новообразования в малодоступной для наблюдения анатомической зоне затруднительна, к тому же наука не может назвать предшествующие развитию опухоли доброкачественные процессы — предраковые. Неизвестно и сколько времени понадобится маленькому раку, чтобы стать распространённым, есть предположение, что болезнь изначально возникает из множества участков и в мгновение ока становится III стадией. С другой стороны, считается, что образования в яичнике растут так медленно, что у большинства не успевают проявиться.

Диагностика раннего рака яичников

В качестве скрининга сегодня рекомендованы два обследования: определение уровня маркера СА-125 и трансвагинальное УЗИ, выполняемое с помощью специального датчика, вводимого во влагалище.

Маркер способен повышаться и у здоровых женщин, курящих и перенесших удаление матки, а при маленькой опухоли яичника, в лучшем случае, уровень его повышается только у каждой второй женщины. УЗИ из четырёх небольших образований яичниковой ткани выявляет три, а четвертое не замечает.

Оказалось, что нет пока достаточно чувствительной и недорогой диагностической методики, которую можно использовать для наблюдения за состоянием половых желез при 100% точности результата. Но ещё хуже, что широкое внедрение скрининга нисколько не повлияло на конечный результат, больные не стали жить дольше. Выход только один — для выявления злокачественной опухоли яичников необходимо регулярное наблюдение у гинеколога и обследование по индивидуальной программе.

Отзывы наших пациентов

  • «Здесь я поняла, надежда есть...»

    В феврале 2017 года мне был поставлен страшный диагноз: рак яичников, метастаз в печени. Срочно требовалось проведение химиотерапии и симптоматическое лечение. Столкнувшись с этой бедой, я увидела, как много людей с онкологическими заболеваниями и как многим из них отказывают в лечении и продлении жизни, отправляя домой умирать. В их числе оказалась и я. Мне было отказано в пяти больницах. Уже отчаявшись, мы увидели рекламу клиники «Медицина 24/7», позвонили и получили такой долгожданный вопрос: «Чем мы можем Вам помочь?». В результате, мы уже на следующий день были на консультации, с... читать полностью

  • Рак яичников 3с стадии, осложненный асцитом и опухолевой интоксикацией

    Диагноз:

    основной: С56 рак яичников T2CNxM0. осложнения: опухолевая интоксикация. Асцит. Пристеночный тромбоз больших подкожных вен без признаков флотации. Гипохромная анемия сопутствующий: гипертоническая болезнь II ст. 2 ст, риск 2 Аутоимунный тироидит. Атеросклероз аорты. Митральная недостаточность 1-2 степени. Цитологическое исследование № 173009774 (асцитическая жидкость): метастаз аденокарциномы

    За этими цифрами, индексами и терминами стоит здоровье и жизнь Галины Анатольевны, учительницы, которая попала ко мне на приём в очень тяжёлом состоянии. Ее состо... читать полностью

Стандартная диагностика рака яичников до начала лечения

Окончательно диагноз рака яичников установит только морфологическое — под микроскопом исследование ткани опухоли, до того будет только «подозрение на рак».

В этой ситуации УЗИ со специальным влагалищным датчиком покажет распространенность рака в малом тазу, истинное состояние брюшной полости выяснится только во время операции. КТ с контрастным веществом имеет лучшую чувствительность и конечно предпочтительнее трансвагинального УЗИ, но не исключает проведение УЗИ для удобства дальнейшего наблюдения.

Обязательно перед операцией выполняется колоноскопия, потому что опухолевые узлы в брюшной полости могут сдавливать и прорастать толстую кишку.

Женщинам после 40 лет для дифференциальной диагностики рака и герминогенного яичникового новообразования делаются анализы на маркеры АФП и хорионический гонадотропин, для исключения саркоматозного роста определяется ингибин.

В обязательное меню первичной диагностики распространённости процесса входит ультразвуковое обследование лимфатических узлов, маммография для исключение рака молочной железы с метастазами в яичники, рентгенография органов грудной клетки.

Диагностика рака по маркеру

Повышение маркера СА-125 зависит от стадии болезни, если вначале развития злокачественного процесса повышение уровня отмечается менее чем у половины пациенток, то при IV стадии, когда уже есть отдаленные, не в брюшной полости, метастазы, он повышается практически всегда.

Влияет на уровень СА-125 и клеточная структура опухоли, при серозном раке повышение встречается чаще, чем при других вариантах: муцинозной, эндометриоидной или светлоклеточной карциноме. Маркер чувствителен к возрасту: чем старше женщина, тем достовернее результат, у молодых нередки ложноотрицательные анализы.

В норме СА-125 повышается при менструации и в первой половине беременности, курении и ожирении, доброкачественных процессах органов репродуктивной сферы и воспалительных заболеваниях гинекологических органов.

Поэтому сегодня маркер СА-125 используется не столько для первичной диагностики, а для наблюдения за течением уже установленного и пролеченного рака яичников — для мониторинга, помогая оценить эффективность лечения и развитие рецидива заболевания.

Хирургическое лечение рака яичников

Заболевание чувствительно к лекарственному лечению настолько, что без операции говорить об излечении невозможно. При всех стадиях, кроме IV, операция необходима даже при невозможности удаления всей опухоли. Рак яичников имеет редкостную особенность, для всех остальных злокачественных новообразований совершенно неприемлемую — можно удалить часть опухоли, оставив технически не удаляемое и это не вызовет прогрессирования процесса.

На первом этапе выполняется циторедуктивная операция, при которой удаляется всё, что возможно, если узлы остаются, то желательно, чтобы остаток был не более сантиметра. Чем меньше опухолевого объема останется для второго этапа — химиотерапии, тем лучше конечный результат.

Мы работаем круглосуточно. Позвоните сейчас!

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Что удаляется во время операции

Вместе с опухолью удаляется матка с придатками и прикрывающий кишечник большой сальник, где скапливаются опухолевые клетки. В некоторых и очень редких случаях крохотного и неагрессивного процесса в одной половой железе, что соответствует IА стадии, при желании женщины в дальнейшем стать матерью, удаляется придаток с больным яичником, второй здоровый яичник частично резецируется, чтобы провести детальное микроскопическое исследование, и сальник с лимфоузлами тоже убираются.

Эндоскопические операции не позволяют оценить состояние брюшной полости, поэтому лапароскопия при раке яичников используется для получения клеточного анализа и оценки возможности выполнения полноценной хирургической циторедукции.

Если первичное обследование выявляет объемный и неподвижно спаянный с костями таза раковый конгломерат, технически исключающий удаление, то на первом этапе проводится химиотерапия, а операция откладывается до улучшения положения.

Химиотерапия рака яичников

После операции вопрос о химиотерапии не поднимается лишь при I стадии рака без асцита и высокодифференцированном образовании, а также несветлоклеточной карциноме. Всем остальным с полностью удаленной опухолью предлагается 4 курса химиотерапии препаратами платины.

Не оперированные пациентки или с остаточными узлами после операции или с асцитной формой заболевания определяются на 6 курсов. При эпителиальном типе хороший результат с меньшими токсическими реакциями дает внутрибрюшинное введение платиновых производных, которое практикуют в Медицине 24/7.

Лечение рецидива заболевания

О возможном рецидиве рака яичников после лечения говорит повышение маркера СА-125, который может среагировать ростом задолго до появления определяемой опухоли, в среднем за 5 месяцев.

Норма СА-125 менее 35 Ед/мл, если у женщины было нормальное значение, то рецидив предполагается при двукратном увеличении, то есть от 70 Ед/мл. Если после лечения у женщины СА-125 был выше нормального, то за рецидив говорит двукратное повышение от исходного, к примеру, было 55 Ед/мл, беспокоится надо после преодоления СА-125 рубежа в 110 Ед/мл. За истинное значение принимается второй анализ, сделанный через неделю после первого.

Не надо волноваться, если маркер повысился, а проявлений опухоли не обнаружили, поэтому отказывают в проведении лечения. Научные исследования доказали, что результат одинаков, если начинать лечение сразу при повышении СА-125 или отложить до появления опухоли.

Рак яичников не обязательно сопровождается повышением СА-125, тем не менее, это рецидив и предлагается химиотерапия. А вот какие лекарства будут использоваться, определяется по длительности свободного периода — времени от первичной ликвидации рака до появления новой опухоли.

Текст написан на основе материалов NCCN (Национальной всеобщей онкологической сети).

Для жителей Москвы и Московской области мы рекомендуем очную консультацию врача. Вам подробно расскажут о ходе операции, возможных осложнениях. Прием ведут оперирующие врачи высшей квалификации.
Тел. +7 (495) 230-00-01

Для жителей других городов России мы можем предложить заочную консультацию врача, который будет впоследствии вас оперировать. Вы получите план лечения и будете приглашены на операцию в клинику.
Направить документы: reg@medica24.ru

Нажимая на кнопку "Позвоните мне", я даю согласие на обработку персональных данных
Оставьте сообщение
и наши специалисты свяжутся с вами!
Прикрепить файл
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Получить расчет госпитализации

Прикрепить файл
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время!
Нажимая на кнопку "Получить расчет" я даю согласие на обработку персональных данных

Закажите обратный звонок и наши специалисты оперативно свяжутся с вами!