Prostate cancer

Treatment of prostate cancer significantly differs from the clinical approach to all other malignant neoplasms. A rather favorable course of the disease in the majority of very elderly men does not manifest itself in characteristic symptoms against the background of many chronic conditions, it is revealed almost inadvertently, not interfering with life and not threatening with death.

The most reliable cancer diagnostics

The presence of a malignant prostate tumor is signaled by an increase in the marker called prostate-specific antigen or PSA. The recent keenness on total coverage of the male population of all ages with regular PSA level analyses resulted in a clinical frustration. Every sixth person with a normal level of antigen not exceeding 4 ng/ml shows up malignant cells during a biopsy, but when the glandular tissue cells undergo malignization, the marker increase is by no means guaranteed.

The marker concentration in blood increases not only with the tumor, but also after a usual digital examination of the prostate, its inflammatory conditions and local vascular catastrophes (prostate infarction).

Today, diagnostics requires repeated study of PSA and its forms, as well as a digital examination of the organ and an obligatory transrectal biopsy of the suspicious area (TRUS). Only a histological examination of the tissue specimen allows diagnosis of prostate cancer.

What is meant by observation?

In some situations, observation without treatment is suggested with a small malignant tumor until clear signs of progression appear.

Observation involves abandonment of therapy with regular and serious examination, from repeated blood sampling for PSA to an annual biopsy. In this case, biopsy is necessary to establish the dynamic life characteristice of the cancer node, when the activity of the pathological process is determined by the change in the cells. Cancer aggressiveness is expressed by Gleason score, where a higher number means a more active oncological process.

Arrange an urologist consultation now

In what cases observation is possible without treatment?

Observation is recommended for very elderly men, whose life is already complicated by a variety of ailments that do not promise a long life, at least a decade. Another reason is when the existing prostate tumor is not only manifested by scanty manifestations due to its minimal size, but also has a low potential for aggressiveness. Every third to fourth patient who has celebrates the 75th birthday has very little chance of dying from prostate cancer or even experiencing its significant clinical symptoms.

As a rule, in men of young and mature age the expectant tactic is not applied due to the more aggressive course of the malignant process.

Formally, such an approach is feasible with a stage 1 tumor in a man over 75 years old with a Gleason score less than 7 and PSA below 10 ng/ml. Individual options are possible, the essence being that prostate cancer sort of exists in parallel without interfering with a man’s life and not making him really ill.

Advantages and disadvantages of observation without therapy

What does the patient get from expectant tactics, other than regular visits for examination?

  • First, it is the preservation of the existing quality of life, because any cancer treatment, even a very effective one, does not pass without any trace and is always fraught with complications that limit the patient’s physical capabilities.
  • Second, in the process of observing the neoplasm life, the cancer growth rate is found out for certain, making it possible to avoid unnecessary and excessive therapy at low rates of progression.
  • Third, it saves money.

But the patient who does not get a therapy, even if temporarily, does not become calmer, for the cancer progression cannot be stopped without treatment, and this causes mental discomfort.

There is no guarantee that further treatment will not be required, and it will be more complicated and serious than it would have been at the first detection of the disease. Surgical elimination of malignant tissue with nerve saving (to maintain sexual activity) may already be technically impossible due to the increase in lesion scope.

Our experts will conduct a comprehensive diagnostics and offer the most optimal treatment option.

When is the operation necessary?

To carry out surgery at the first stage, the man’s desire to undergo treatment and recover is quite enough. Each more or less healthy man with a tumor process localized only in the gland itself and without metastases to other organs has the right to undergo an operation called radical prostatectomy (RPE). Cancer release beyond the organ can be an obstacle to surgical intervention.

What types of surgery are possible with prostate cancer?

Currently, nerve-saving surgery is widely used that allows to preserve existing sexual activity, if the erectile function was not lost earlier for some reason, such as ischemic heart disease and vascular atherosclerosis.
Laparoscopic or robotic RPEs allow earlier restoration of the patient’s activity, but the procedure of the operation itself is more difficult for the surgeon and takes longer than the traditional prostatectomy.

A RPE with perineal incision also entails minimal trauma and minor blood loss with undoubtedly greater opportunities for the operating surgeon. The patient’s recovery with perineal access to the affected organ is quite quick.

A typical approach with tissue incision behind the pubic allows surgery of tumors that are large in size and have metastases in the lymphatic nodes of the small pelvis adipose tissue, though it is associated with a slightly higher percentage of unavoidable complications due to the scope of intervention with a sufficiently large cancer lesion.

When is it possible to abstain from prostate cancer surgery?

Surgical and radiation therapy of prostate cancer respond with similar results in relapse rates and life expectancy, which gives reasons to consider both methods quite radical.

As a rule, irradiation is offered when it is technically difficult to remove a large tumor conglomerate, or if it has spread outside the glandular tissue. Radiation therapy is also possible with a significantly greater degree of the process aggressiveness.

Take care of yourself, sign up for a consultation concerning surgery today

Features of the surgery and radiation therapy consequences

There are certain difficulties in the follow-up, while after surgical removal of prostate cancer it is less burdensome and the interpretation of analyzes is simple. Irradiation does not allow destruction of all prostate tissue that produces PSA, which significantly complicates a practical assessment of the achieved result and interpretation of examination data at further observation.

The difference is also observed in the consequences of treatment, as after irradiation, the complications will become more pronounced over time, while after surgery, the complications are most pronounced initially and gradually decrease, and man will sooner or later learn to coexist with the inevitable chronic consequences.

Drug therapy of cancer prostate

As the main drug therapy for advanced and metastatic prostate cancer, hormonal drugs are used, or rather, anti-hormonal ones that block production of own testosterone or its access to tumor cells. Testosterone and other androgens are used by malignant cells for their own reproduction and growth.

The level of testosterone can be drastically and irrevocably reduced only by removal of the testicles called bilateral orchectomy, and temporarily stopped by introduction of a special substance, which is called chemical castration. The drug representing an analogue of the natural gonadotropin-releasing hormone suppresses the production of androgens only for the duration of treatment, and long-lasting forms intended for many months of action are already widely available.

The third method of hormonal effect is regular intake of antiandrogens that block testosterone from entering the affected cell. Several drugs of equal efficacy and diverse toxicity have been developed. Even with a good therapeutic result, adverse reactions are inevitable, but their severity and spectrum are very individual.

In the absence of a positive tumor reaction to hormone drugs, chemotherapy is applied, though its possibilities are not so good.

Specialists of the clinic masterly apply all known methods of prostate cancer treatment. They will select the best method at any stage, and suggest a program to minimize adverse effects and speed up recovery.

This text is based on the materials of NCCN (National Cancer Comprehensive Network).

Reference list:

  1. Fadeev Andrey Vasilyevich Prostate cancer: etiology, diagnostics, treatment (In Russian). // Bulletin of Russian Scientific Center of Roentgen-Radiology. 2009. No. 9.
  2. Borshch v. Yu., Varenpov G.I., Zakhmatov Yu. M. et al. Transurethral resection for prostate cancer (In Russian) // Materials of the Plenum of the Board of the Russian Society of Urology. Мoscow, 1999, pp. 212–214.
  3. Bukharkin B.v. , Podregulskiy К. E. Prostate cancer (In Russian) // Journal of Clinical Oncology, 1999, Vol. 1, No. 1, pp. 10–13.
  4. Goldobenko G.v. Radiation therapy for patients with prostate cancer (In Russian).
  5. Kushlinskiy N.Е., Solovyev Yu. N., Trapeznikova М. F. Prostate cancer (In Russian) // RAMS Publ., 2002.
    Request a call back and our specialists will promptly contact you!

Лечение рака предстательной железы

Лечение рака предстательной железы (РПЖ) существенно отличается от клинического подхода ко всем остальным злокачественным новообразованиям. Довольно благоприятно протекающее заболевание у большинства очень пожилых мужчин не проявляет себя характерными симптомами на фоне множества хронических болезней, выявляется почти случайно, не мешая жить и не угрожая смертью.

Наш эксперт в этой сфере:
Заместитель главного врача по лечебной работе,
врач-онколог, хирург, к.м.н.
Позвонить врачу

Самая достоверная диагностика рака

О наличии злокачественной опухоли простаты сигнализирует увеличение маркёра — простат-специфического антигена или ПСА. Недавнее увлечение тотальным охватом мужского населения возрастов регулярным анализом на уровень ПСА вылилось в клиническое разочарование. У каждого шестого с нормальным уровнем антигена — не выше 4 нг/мл при биопсии находят злокачественные клетки, но при озлокачествлении клеток железистой ткани рост маркёра абсолютно не гарантирован.

Концентрация маркёра в крови растёт не только при опухоли, но и после обычного пальцевого исследования простаты, воспалительных её заболеваний и локальных сосудистых катастроф — инфаркте простаты.

Сегодня для диагностики предлагается неоднократное исследование ПСА и его форм, а также пальцевое исследование органа и обязательная биопсия подозрительного участка железы через прямую кишку — ТРУЗИ. Только гистологическое исследование взятого кусочка ткани позволяет поставить диагноз РПЖ.

Что понимается под наблюдением?

В некоторых ситуациях при небольшой злокачественной опухоли предлагается наблюдение врача уролога-онколога без лечения до появления явных признаков прогрессирования процесса.

Наблюдение предполагает отказ от терапии при регулярном и серьёзном обследовании, начиная с неоднократного взятия крови на ПСА, до ежегодной биопсии. В этом случае биопсия необходима для характеристики динамической жизни ракового узла, когда по изменению клеток определяется активность патологического процесса. Агрессивность рака выражается баллами по Глисону, чем балл выше, тем активнее онкологический процесс.

Запишитесь на консультацию к урологу сейчас

В каких случаях возможно наблюдение без лечения?

Наблюдение рекомендуется очень пожилым мужчинам, жизнь которых уже усложнена множеством недугов, не обещающих долгой, хотя бы десятилетия, жизни. Когда имеющаяся опухоль простаты не только манифестируется мизерными проявлениями из-за минимального размера, но имеет низкий потенциал агрессивности. Каждый третий-четвёртый пациент, отметивший 75-летие, имеет очень мало шансов умереть от РПЖ или даже испытать значимые клинические симптомы заболевания.

Как правило, у мужчин молодого и зрелого возраста выжидательная тактика не применяется из-за более агрессивного течения злокачественного процесса.

rak-prostaty-lechenie

Формально подобная тактика возможна при опухоли 1 стадии у мужчины старше 75 лет с Глисоном менее 7 баллов и ПСА ниже 10 нг/мл, возможны индивидуальные варианты, суть в одном — рак простаты как бы существует параллельно, не мешая мужчине жить и не делая его по-настоящему больным.

Недостатки и достоинства наблюдения без терапии

Что получает пациент от выжидательной тактики, кроме регулярных визитов к доктору для обследования?

  • Во-первых, сохранение имеющегося качества жизни, поскольку любое, даже очень эффективное, лечение рака не проходит бесследно и всегда сопряжено с осложнениями, ограничивающими физические возможности пациента.
  • Во-вторых, в процессе наблюдения за жизнью новообразования доподлинно выясняется скорость роста рака, позволяя при низких темпах прогрессирования длительное время избегать ненужной и избыточной терапии.
  • В-третьих, это экономия средств.
Но пациент, пусть временно не получающий терапии, не становится спокойнее — без лечения раковую прогрессию остановить невозможно, и это вызывает душевный дискомфорт.

Нет гарантий, что в дальнейшем не потребуется лечения, и оно будет более сложным и серьёзным, чем могло бы быть при первом обнаружении болезни. Хирургическое устранение злокачественных тканей со сбережением нервов (для сохранения сексуальной активности) может быть уже технически невыполнимым из-за увеличения объёма поражения.

Наши специалисты проведут полноценную диагностику и предложат наиболее оптимальный вариант терапии

Когда необходима операция?

Для проведения на первом этапе оперативного вмешательства вполне достаточно желания мужчины лечиться и вылечиться. Каждый более-менее здоровый мужчина с локализованным только в самой железе опухолевым процессом и без метастазов в других органах имеет право на операцию — радикальную простатэктомию (РПЭ). Выход рака за пределы органа может стать препятствием для оперативного вмешательства.

Отзывы наших пациентов

  • Мы найдём выход из сложной ситуации! Отзыв пациента
    Выезд на лечение в зарубежные клиники невозможен. Многие отечественные клиники на карантине. Рак не даёт отсрочку от лечения. Что делать в этой ситуации? Раньше Галина Михайловна лечилась в Израиле. В условиях нынешней ситуации она обратилась к нам для проведения пластики и химиотерапии. Пациентка рада, что «Медицина 24/7» работает в штатном режиме. Галина Михайловна отмечает высокий уровень лечения, сравнимый с зарубежной медициной. «Здесь...
  • Удалили опухоль весом 5 кг. Сделали невозможное
    Многие пациенты обращаются в клинику «Медицина 24/7» после того, как другие врачи признали их неизлечимыми. Такой случай перед нами. Перед обращением в клинику пациентка проходила лечение по месту жительства. Диагноз — саркома матки. После проведения операции и курсов химиотерапии болезнь вернулась. В брюшной полости образовалась гигантская опухоль весом свыше 5 кг. Ей отказали в операции из-за многочисленных рисков. Пациентка обратилась...
  • Лечение онкологии, благодарность дочери
    Дочь пациента благодарит лечащего врача, Владлену Александровну. По её словам, несмотря на молодой возраст, это очень внимательный, квалифицированный врач, знающий все новейшие методы лечения и диагностики. Она отмечает качественное обследование. Кроме того, дочь пациента выражает благодарность всему персоналу и заведующему онкологическим отделением, Сергееву Петру Сергеевичу, за лечение её отца.
  • «Не отказались, не отправили домой умирать»…
    К сожалению, бывают случаи, когда больным отказывают в госпитализации из-за тяжести их состояния. Никто не хочет брать ответственность за их жизнь. Подобная ситуация возможна где угодно, но только не в клинике «Медицина 24/7». Бороться за жизнь до последнего, не взирая ни на что — кредо наших врачей. Во многих случаях это удаётся. Перед нами человек, отца которого доставили в клинику «Медицина 24/7» в тяжёлом состоянии. Он был помещён в отделение...
  • Благодарность за лечение
    Пациент благодарит своего лечащего врача за его профессионализма и внимание по отношению к пациентам. По его мнению, он достоин высокого звания врача. Пациент рассказывает: «Мне понравилось то, что персонал ответственный, внимательный, решает мои проблемы очень быстро. На данном этапе те задачи, которые ставились, решены».
  • Лечение рака ротоглотки в клинике «Медицина 24/7»
    Курение — один из факторов появления рака ротоглотки. В последнее время подобный диагноз ставится всё большему количеству людей. Именно с таким заболеванием пациент поступил в клинику «Медицина 24/7». До появления опухоли у него не было никаких жалоб на здоровье. По итогам консилиума ему была определена индивидуальная тактика лечения. На данный момент оно заключается в проведении химиотерапии с комбинированием трёх препаратов. Лечение осуществляется в соответствии...
  • Курс химиотерапии пройден успешно без побочных эффектов
    На каждом этапе лечения в клинике «Медицина 24/7» с пациентами общается лечащий врач и заведующий отделением. Они рассказывают о промежуточных результатах и перспективах выздоровления. При желании пациент может рассказать о своём опыте лечения в клинике. Так и поступила наша пациентка. Она благодарит персонал клиники «Медицина 24/7» за помощь и заботу, отмечает его высокий уровень и классность. «Спасибо большое всему персоналу. Просто высочайший...

Какие варианты хирургии возможны при РПЖ?

Сегодня широко используется сберегающая нервы операция, позволяющая сохранить имеющуюся сексуальную активность, если ранее эректильная функция не была утрачена по каким-то причинам, например, из-за ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов.

Лапароскопическая или роботизированная РПЭ позволяют ранее восстановление активности пациента, но сам процесс операции сложнее для хирурга и длительнее, чем традиционный вариант простатэктомии.

РПЭ с промежностным разрезом также сопровождается минимальной травматизацией, незначительной кровопотерей при несомненно больших возможностях для оперирующего хирурга. Восстановление пациента при промежностном доступе к поражённому органу довольно быстрое.

Типичный подход с разрезом тканей за лоном позволяет оперировать опухоли большого размера и с метастазами в лимфоузлах клетчатки малого таза, но откликается несколько большим процентом неизбежных осложнений, обусловленных объёмом вмешательства при достаточно крупном раковом поражении.

Когда РПЖ можно не оперировать?

Хирургия и лучевая терапия РПЖ откликаются схожими результатами по частоте рецидивов и продолжительности жизни, на этом основании оба метода признаны достаточно радикальными.

rak-prostaty-lechenie-operatsiya

Как правило, облучение предлагается при технических сложностях удаления большого размера опухолевого конгломерата, выходе его за пределы железистой ткани. Лучевая терапия возможна и при значимо большей степени агрессивности процесса.

Позаботьтесь о себе, запишитесь на консультацию по поводу операции сегодня

Особенности последствий операции и лучевой терапии

Есть определённые сложности в дальнейшем наблюдении, так после удаления РПЖ хирургическим путём оно менее обременительно и трактовки анализов несложны. Облучение не позволяет уничтожить всю ткань простаты, вырабатывающую ПСА, что значительно осложняет практическую оценку достигнутого результата и трактовку данных обследования при дальнейшем наблюдении.

Разница наблюдается и в последствиях лечения, после облучения с течением времени осложнения будут всё более явными, тогда как после операции осложнения максимально выражены в первое время, постепенно уменьшаются, а с неизбежными, хронического характера последствиями мужчина рано или поздно, но научится сосуществовать.

Лекарственное лечение рака простаты

В качестве основной медикаментозной терапии распространенного и метастатического РПЖ используются гормональные препараты, вернее, антигормональные, блокирующие производство собственного тестостерона или его доступ в клетки опухоли. Тестостерон и другие андрогены используются злокачественными клетками для собственного воспроизводства и роста.

rak-prostaty-lechenie

Уровень тестостерона радикально и безвозвратно снижает только удаление яичек — двусторонняя орхэктомия и временно прекращает введение специального вещества, что именуют химической кастрацией. Лекарство, представляющее аналог природного гонадотропин-рилизинг гормона, подавляет выработку андрогенов только на время лечения, сегодня уже широко доступны формы длительного — многомесячного действия.

Третий способ гормонального воздействия — регулярный приём антиандрогенов, блокирующих доступ тестостерона внутрь поражённой клетки. Разработано несколько препаратов равной эффективности и разнообразной токсичности. При хорошем терапевтическом результате побочные реакции неизбежны, но выраженность и спектр их очень индивидуальны.

При отсутствии у опухоли позитивной реакции на гормональные средства прибегают к химиотерапии, возможности которой не столь разительны.

Специалисты клиники виртуозно владеют всеми известными методиками лечения рака предстательной железы и на любом этапе подберут оптимальный метод, обязательно предложат программу минимизации неблагоприятных последствий и быстрейшего восстановления.

Материал подготовлен заместителем главного врача по лечебной работе клиники «Медицина 24/7», кандидатом медицинских наук Сергеевым Петром Сергеевичем.

Источники:

  1. Фадеев Андрей Васильевич Рак предстательной железы: этиология, диагностика, лечение. // Вестник РНЦРР. 2009. №9.
  2. Борщ В.Ю., Варенпов Г.И., Захматов Ю.М. и соавт. Трансуретральная резекция при раке предстательной железы // Материалы Пленума Правления российского общества урологов.-М.-1999.-С.212-214.
  3. Бухаркин Б.В., Подрегульский К.Э. Рак предстательной железы//Клин. онкол. -1999. - т.1, - №1. - С. 10-13.
  4. Голдобенко Г.В. Лучевая терапия больных раком простаты.
  5. Кушлинский Н.Е., Соловьев Ю.Н., Трапезникова М.Ф. Рак предстательной железы // изд-во РАМН. - 2002.