1. Homepage
  2. Diseases
  3. Pancreatic Cancer

Pancreatic Cancer

Pancreatic cancer is a rapid malignant tumor that interferes with the organ’s production of digestive enzymes and hormones. The anatomy of the gland involves the involvement in the tumor process of the stomach, behind which it passes. Metastases in the lymph nodes of the gates of the liver lead to a violation of the outflow of bile, which is manifested by jaundice.

Pancreatic Cancer Stages

Unfortunately, stage 1 cancer of this localization is very seldom detected. The disease is known for its high aggressiveness, the rapid spread of metastases, and even the simultaneous formation of metastases and a node in the gland.

It is believed that at the stage of intraepithelial neoplasia, benign cells are able to leave the organ and disperse throughout the body, so that having received a genetic signal for malignancy, they begin to form metastases even before the clinically determined primary cancer. Such a theory has arisen due to the identification of a significant number of patients with a common disease and a small primary tumor, or no tumor at all.

  1. Stage I is the formation of up to 2 cm and more, but without leaving the glandular tissue and without affecting the lymph nodes.
  2. Stage II — the node can go beyond the gland, but there are no cancer cells in the lymph nodes or the second option is that the primary lesion of any size is of any size.
  3. Stage III — cancer has spread to the large vessels of the abdominal cavity and lymph nodes.
  4. Stage IV — there are distant metastases, the size of the primary education and lymph nodes are not important.

Pancreatic cancer is a rapid malignant tumor that interferes with the body’s production of digestive enzymes and hormones. The anatomy of the gland involves the involvement in the tumor process of the stomach, behind which it passes. Metastases in the lymph nodes of the gates of the liver lead to a violation of the outflow of bile, which is manifested by jaundice.

Pancreatic Cancer Stages

Unfortunately, stage 1 cancer of this localization is very seldom detected. The disease is known for its high aggressiveness, the rapid spread of metastases, and even the simultaneous formation of metastases and a node in the gland.

It is believed that at the stage of intraepithelial neoplasia, benign cells are able to leave the organ and disperse throughout the body, so that having received a genetic signal for malignancy, they begin to form metastases even before the clinically determined primary cancer. Such a theory has arisen due to the identification of a significant number of patients with a common disease and a small primary tumor, or no tumor at all.

  1. Stage I is the formation of up to 2 cm and more, but without leaving the glandular tissue and without affecting the lymph nodes.
  2. Stage II — the node can go beyond the gland, but there are no cancer cells in the lymph nodes or the second option is that the primary lesion of any size is of any size.
  3. Stage III — cancer has spread to the large vessels of the abdominal cavity and lymph nodes.
  4. Stage IV — there are distant metastases, the size of the primary education and lymph nodes are not important.

Symptoms of pancreatic cancer are often mistaken for exacerbation of chronic pancreatitis, which has either worried the patient for a long time, or is considered to be secretly leaking and suddenly activated. But not only therefore, the majority of the disease is detected in the advanced stage, there are biological reasons for this.

Where Does the Neoplasm Localize?

Pancreatic cancer in 95% is adenocarcinoma, but this is not the only cellular variant, the remaining seven malignant tumors account for only 5%.

It occurs in any part of the organ, in two thirds — in the head, in every sixth patient — in the body and in every 20th patient in the tail. In some cases, it is not possible to find out where the tumor grew from because of its large size, but the average diameter of a cancer tumor during primary diagnosis rarely exceeds 3 centimeters, and there are almost always lymph node metastases and often in other organs.

Symptoms Caused by Pancreatic Cancer

These are the initial manifestations of the disease, their intensity depends on the size of the node and the involvement of other nearby organs and vessels in it.

Pain — the most common symptom caused by the spread of cancer along the nerve trunks in the form of a clutch — perineural invasion. With the growth of education appear pain in the epigastric region and hypochondria. When the cancer engulfs the retroperitoneal nerve plexus, the pain gives way to the back and increases as you lean forward. The intensity of pain in the evening and at night increases, it is aggravated by the concomitant inflammation of the parenchyma of the gland, the compression of the bile ducts and the spasm of the vessels involved in the pathological process.

With damage to the body and tail, glandular tissue function is disturbed and symptoms of diabetes mellitus can develop, thrombi are formed in abundance, including against the background of inflammation of the venous trunks, and immune deficiency develops.

The patient loses weight, weakness increases, fatigue due to «poisoning» by the increasing tumor mass increases.

Symptoms from Other Organs

The gland intimately adheres to the liver, stomach and duodenum, with the growth of the cancer node they are involved in the process, which is manifested by the symptoms of their inflammation and compression. These are pain and disorders of the functions of the digestive tract in the form of belching and anorexia. Probably loose stools and constipation, all against the backdrop of flatulence. The compression of the output section of the stomach leads to nausea and vomiting eaten, the formation of the tail can partially block the lumen of the small intestine.

The compression of the bile duct is accompanied by inflammation, hence the fever. The temperature reaction may be caused by gland tissue that breaks down due to the enzymes present in the cells.

A characteristic symptom of the disease is a sharp decrease in weight due to digestive disorders and a lack of enzyme synthesis. Anemia develops.

Consult a physician now!

Pressing the «Phone me» button I give my consent to personal data processing

The Undoubted Causes of Pancreatic Cancer

The causes of pancreatic cancer will help uncover ways to prevent the disease, in which the incidence slightly exceeds the mortality rate. This is a male tumor, women suffer three times less often and at a much more solid age. Diagnosis in Europe is better, and therefore the incidence is higher.

To date, no single root causes of the disease have been identified, but some pathological conditions significantly increase the risk of pancreatic malignant disease.
Tobacco smoking doubles the risk of a malignant tumor of the gland; in every fourth person who smokes, tobacco becomes the main cause of the disease. The probability of pancreatic cancer is directly dependent on the duration of the bad habit and the volume of daily cigarette servings.

The second proven cause of morbidity is type 2 diabetes, not congenital, but acquired. In a diabetic, the risk of a malignant tumor is increased by 60% and after the 50th anniversary of every 100th diabetic, pancreatic cancer is diagnosed.

The third reason is chronic pancreatitis of any etiology, it increases the probability of tumor pathology by 20 times. Inflammation leads to intraepithelial neoplasia, and for most patients this is a direct route to cancer. With neoplasia, the cells divide too quickly, losing the ability to recover if damaged, the slender architectonics of the glandular tissue is lost. The same proliferative processes in the aggravated form occur in a malignant neoplasm.

Heredity as a Cancer Cause

Every 50th patient with chronic pancreatitis has a hereditary form of inflammation of the gland, with it the probability of a malignant regeneration of the pancreas increases by 50 times, and the disease is diagnosed in four out of ten people suffering from pancreatitis. If with this genetic background, and even smoke, then a malignant neoplasm will appear at a younger age. And the gene that is unable to stop the synthesis of the enzyme trypsin, produced in excess and causing the digestion of pancreatic cells, which leads to the formation of neoplasia, is to blame.

Every 20th patient with pancreatic cancer has a hereditary tumor. With a parent suffering from cancer, the probability of his descendant becoming ill is doubled when both parents are sick — six times, if three first-line relatives are sick — 30 times. But what genes regulate family transmission, while not exactly determined.

In the US, the incidence of pancreatic oncopathology in African Americans is half that of whites, which may be due to genes.

Suspicious but Not Proven Risk Factors

Animal protein rich and poor in plant components nutrition has long been suspected as the cause of pathology, but in clinical studies have not produced conclusive evidence. It is believed that the effect of meat is exacerbated by coffee, but no scientific basis was found for this hypothesis.

Nevertheless, among those who came from regions with a low incidence of immigrants who live long enough in a country with a high incidence, the possibility of becoming ill is compared with the local population. And the reason — the inevitable change in diet.

It is assumed that pathology is associated with obesity, but for the time being this is also an unconvincing hypothesis.

Infectious diseases also contributed to the causes of pancreatic neoplasms, by analogy with the fundamental role of the hepatitis virus in the initiation of liver cancer. But for the development of a pancreatic tumor, the role of Helicobacter pylori infection has not yet been proven.

There is an assumption that for the pancreas the removal of the stomach or gallbladder does not pass without a trace.

Diagnosis of pancreatic cancer should confirm or reject the malignant nature of the disease, find out its prevalence and exact localization in the gland. If there is an unconditionally operable tumor, verification — morphological confirmation of cancer can be performed during surgery.

What Pancreatic Cancer Diagnostics is Necessary?

The pancreas is available for examination by ultrasound, there are not very well visible tumors in the tail, because they are blocked by other hollow organs of the gastrointestinal tract. The large fatty tissue of the abdominal wall and cavity, which is typical for men, and intestinal gas formation prevent the examination. Ultrasound diagnostics reveals neoplasm over a centimeter.

A neoplasm smaller than a centimeter reveals a combined diagnostic method, endoscopic ultrasound, when an inside optics scan and an ultrasound scan are performed simultaneously. Moreover, the gland can be examined both from the stomach with the duodenum, from the biliary or pancreatic duct and the abdominal cavity during laparoscopy. Endosonography allows to take material for microscopy from suspicious formation with a thin needle.

Good prospects for the diagnosis of pancreatic pathology with MRI with contrast and X-ray CT (CT), and spiral CT with angiography will clearly reveal the relationship of cancer with nearby large vessels.

When is Diagnostics with Biopsy Necessary?

A biopsy allows taking a piece of tumor tissue for examination to eliminate all doubts about the nature of the tumor. If an operation is planned, then the preoperative biopsy can be waived and the material for microscopy can be taken already during the intervention. When a tumor is not removed for chemotherapy or radiation, it is necessary to accurately diagnose the malignant process, so a biopsy is required.

In addition, in 5% of cases a malignant tumor in the pancreas has a structure other than cancer and requires a different treatment. Unfortunately, none of the diagnostic methods can give an exact answer «what is it», except for research under a microscope. Biopsy of the pancreas is performed under the control of ultrasound or CT and does not pose a danger to the patient.

We will review your papers within 24 hours

Additional and Clarifying Diagnostics

Esophagogastroduodenoscopy (EGDS) is always carried out, as it accurately indicates the involvement of the duodenum in the tumor process, which is very likely, because the pancreas is located in close proximity.

Compound diagnostic study under the abbreviation ERCP means the introduction of contrast into the ducts during endoscopy, it is useful in the absence of morphological confirmation, because it allows to distinguish cancer from pancreatitis, but is not at all free from complications.

With ambiguities in the interpretation of the CT, the situation can be resolved by angiography, an x-ray with vascular contrasting.

Laparoscopy may be required in cases of suspected metastatic peritoneal lesion and ascites — the formation of abnormal fluid in the abdominal cavity.

Pancreatic Cancer Markers

In pancreatic cancer, CA 19–9, CEA, CA 50, CA 72.4 and CA 242 may increase, only the first two are of practical importance. True, these markers increase in other diseases, so their level can be used to assess the results of treatment and the course of the process with an initial increase in concentration. If during the initial diagnosis the level of the marker in the patient was normal, then monitoring is doubtful.

The normal value of CA 19–9 is below 37 U / l. It is noted that with a high prevalence of a tumor, its concentration is higher than with a small amount of cancer.

Cancer embryonic antigen (CEA) normally does not exceed 2.5 ng / ml in non-smokers, the smoker is slightly higher, but not more than 5 ng / ml. When cancer is widespread, a directly proportional relationship is noted — the concentration of CEA is higher.

Jaundice in pancreatic cancer

A tumor that has reached a significant size causes jaundice due to compression of the liver ducts, itching of the skin appears, the urine darkens, and the feces become light.

Nausea increases, appetite completely disappears, vomiting, dry mouth, diarrhea appear. Ulcers may appear on the skin, more often pustular lesions occur. The patient is quickly exhausted, pronounced loss of strength.

Treatment for obstructive jaundice

Jaundice is evidence of a pronounced dysfunction of the liver, which significantly worsens the patient’s condition and leads to death, therefore, if there is such a complication of pancreatic cancer, bile outflow is first restored. How this will be done is determined by the length of the narrowing of the bile duct, the ability to remove the cancerous gland and the patient’s condition.

To remove bile, one of three manipulations is performed:

  • The least complicated and with a smaller number of complications is puncture through the skin of the bile ducts and the installation of drainage — a tube that removes the bile that is formed.
  • Drainage of the bile duct during endoscopy with the installation of the stent often causes serious complications and after some time dangerous recurrence of jaundice, so it is performed before a radical operation on the pancreas.
  • The most complex surgical method with the formation of anastomoses — the connections of the bile ducts with the gastrointestinal tract is also not free from complications.

Operable Cancer Treatment

The tactics of treating pancreatic cancer depends on the stage and form of the tumor. Complete removal of a tumor-modified part of the gland or of the whole organ is considered radical. There are different kinds of pancreas resection but with a neoplasm in the head, the glands more often resort to complete removal — pancreathectomy.

After the surgical stage, multi-course prophylactic adjuvant chemotherapy is mandatory. Preferably the use of gemcitabine, as the least toxic in comparison with other effective drugs. To detect sensitivity to it, analysis of the hENT1 protein is performed; if there is no protein, the drug will not be delivered to the tumor cell, therefore chemotherapy with other drugs is performed.

Tactics for major pancreatic cancer

Learn about modern approaches to cancer therapy.

With dubious prospects of removal or uncertainty about the complete radical nature of future intervention, chemotherapy is performed at the first stage, using the same gemcitabine. It is possible to join the drug treatment and irradiation of the gland. After 2–3 months of therapy, a control examination is carried out; if the tumor has decreased, an organ resection is performed. After surgery, chemotherapy continues, but its nature is prophylactic.

Therapeutic approaches to the metastatic stage

The text is written based on NCCN (National Common Cancer Network).

+7 (495) 181-44-86 Автозаводская 16/2

Рак поджелудочной железы

Рак поджелудочной железы — быстротекущая злокачественная опухоль, которая нарушает выработку органом пищеварительных ферментов и гормонов. Анатомия железы предполагает вовлечение в опухолевый процесс желудка, позади которого она проходит. Метастазы в лимфатических узлах ворот печени приводят к нарушению оттока желчи, что проявляется желтухой.

Стадии рака поджелудочной железы

К сожалению 1 стадия рака этой локализации выявляется очень редко. Заболевание известно своей высокой агрессивностью, быстрым распространением метастазов и даже одновременным образованием метастазов и узла в железе.

rak-podzheludochnoj-metastazy1

Предполагают, что на этапе интраэпителиальной неоплазии доброкачественные клетки получают возможность покинуть орган и рассеяться по организму, чтобы, получив генетический сигнал на озлокачествление, начать формирование метастазов ещё до клинически определяемого первичного рака. Такая теория возникла из-за выявления значительного числа пациентов с распространенным заболеванием и маленькой первичной опухолью либо вообще без опухоли.

  1. 1 стадия — это образование до 2 см и больше, но без выхода из железистой ткани и без поражения лимфатических узлов.
  2. 2 стадия — узел может выйти за пределы железы, но в лимфоузлах раковых клеток нет или второй вариант — любого размера первичное образование при поражении лимфоузлов.
  3. 3 стадия — рак расползся на крупные сосуды брюшной полости и в лимфоузлы.
  4. 4 стадия — есть отдаленные метастазы, размеры первичного образования и лимфатические узлы не важны.

Симптомы рака поджелудочной железы нередко принимаются за обострение хронического панкреатита, который либо давно беспокоит пациента, либо считается скрытно протекавшим и внезапно активизировавшимся. Но не только поэтому у большинства болезнь выявляется в запущенной стадии, тому есть биологические причины.

Где локализуется новообразование?

Рак поджелудочной железы в 95% — аденокарцинома, но это не единственный клеточный вариант, на остальные семь злокачественных новообразований приходится только 5%.

Возникает в любой части органа, в двух третях — в головке, у каждого шестого больного — в теле и у каждого 20-го пациента в хвосте. В части случаев не представляется возможным узнать, откуда росла опухоль из-за её крупного размера, но средний диаметр раковой опухоли при первичной диагностике редко превышает 3 сантиметра, и почти всегда есть метастазы в лимфатические узлы и часто — в других органах.

Симптомы, вызываемые раком поджелудочной железы

Это начальные проявления заболевания, интенсивность их зависит от размера узла и вовлечения в него других близлежащих органов и сосудов.

Боль — самый частый симптом, обусловлена распространением рака по нервным стволам в виде муфты — периневральная инвазия. По мере роста образования появляются боли в подложечной области и подреберьях. Когда рак захватывает забрюшинные нервные сплетения, то боль отдает в спину и усиливается при наклоне вперед. Интенсивность боли к вечеру и ночью возрастает, она усугубляется сопутствующем воспалением паренхимы железы, сдавлением желчных протоков и спазмом вовлеченных в патологический процесс сосудов.

При поражении тела и хвоста нарушается функция железистой ткани и могут развиться симптомы сахарного диабета, в обилии образуются тромбы, в том числе на фоне воспаления венозных стволов, развивается иммунная недостаточность.

Больной худеет, нарастает слабость, повышается утомляемость из-за «отравления» нарастающей опухолевой массой.

podzheludochnaya-1     

Симптомы со стороны других органов

Железа интимно прилежит к печени, желудку и двенадцатиперстной кишке, при росте ракового узла они вовлекаются в процесс, что проявляется симптомами их воспаления и сдавления. Это боль и расстройства функции органов ЖКТ виде отрыжки и анорексии. Вероятны жидкий стул и запоры, все на фоне метеоризма. Сдавление выходного отдела желудка приводит к тошноте и рвоте съеденным, образование хвостовой части может частично перекрыть просвет тонкой кишки.

Сдавление желчных протоков сопровождается воспалением, отсюда и лихорадка. Температурную реакцию могут вызывать распадающиеся из-за находящихся в клетках ферментов ткани железы.

Характерный симптом заболевания — резкое снижение веса вследствие пищеварительных нарушений и недостатка синтеза ферментов. Развивается анемия.

Проконсультируйтесь с врачом сейчас!

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Несомненные причины рака поджелудочной железы

Причины рака поджелудочной железы помогут раскрыть пути профилактики болезни, при которой уровень заболеваемости незначительно превышает смертность. Это мужская опухоль, женщины болеют в три раза реже и в гораздо более солидном возрасте. Диагностика в Европе лучше, потому и заболеваемость выше.

На сегодняшний день не выявлено единой первопричины болезни, но некоторые патологические состояния существенно увеличивают риск злокачественной патологии поджелудочной железы.

podzheludochnaya2

Курение табака удваивает риск злокачественной опухоли железы, у каждого четвертого курящего именно табак становится главной причиной заболевания. Вероятность поджелудочного рака находится в прямой зависимости от длительности дурной привычки и объема ежедневной сигаретной порции.

Вторая доказанная причина заболеваемости — сахарный диабет 2 типа, не врожденный, а благоприобретенный. У диабетика риск злокачественной опухоли повышается на 60% и после 50-летия у каждого сотого диабетика диагностируется рак поджелудочной железы.

Третья причина — хронический панкреатит любой этиологии, он увеличивает вероятность опухолевой патологии в 20 раз. Воспаление приводит к интраэпителиальной неоплазии, а это для большинства пациентов — прямая дорога к раку. При неоплазии клетки слишком быстро делятся, теряя способность к восстановлению при повреждении, утрачивается стройная архитектоника железистой ткани. Такие же пролиферативные процессы в усугубленной форме происходят и в злокачественном новообразовании.

Наследственность как причина рака

Каждый 50-й больной хроническим панкреатитом имеет наследственную форму воспаления железы, при ней в 50 раз возрастает вероятность злокачественного перерождения поджелудочной железе, и болезнь диагностируют у четырёх из десяти страдающих панкреатитом. Если при таком генетическом фоне ещё и курить, то злокачественное новообразование появится в более молодом возрасте. А виноват ген, который не способен остановить синтез фермента трипсина, производимого в избытке и вызывающего переваривание клеток поджелудочной железы, что ведет к формированию неоплазии.

У каждого 20-го больного раком поджелудочной железы — наследственная опухоль. При болеющем раком родителе вероятность заболеть его потомку возрастает вдвое, когда больны оба родителя — шестикратно, если больны три родственника первой линии — в 30 раз. А вот какие гены регулируют семейную передачу, пока точно не определили.

В США заболеваемость афроамериканцев онкопатологией поджелудочной железы вполовину выше, чем белых, что может быть связано с генами.

Наш специалист в этой сфере:
Врач-хирург, д.м.н., профессор
Позвонить врачу

Подозрительные, но не доказанные факторы риска

Богатое животными белками и убогое по растительным компонентам питание давно подозревается в качестве причины патологии, но в клинических исследованиях не добыли убедительных доказательств. Предполагают, что действие мяса усугубляется кофе, но научных оснований этой гипотезе не нашли.

Тем не менее, у приехавших из регионов с низкой заболеваемостью иммигрантов, достаточно долго проживающих в стране с высокой заболеваемостью, возможность заболеть сравнивается с местным населением. И причина — неизбежное изменение пищевого рациона.

podzheludochnaya3

Предполагается связь патологии с ожирением, но это пока тоже неубедительная гипотеза.

Инфекционные заболевания тоже внесли в причины новообразований поджелудочной железы по аналогии с основополагающей ролью вируса гепатита в инициации рака печени. Но для развития опухоли поджелудочной железы пока не доказана роль хеликобактерной инфекции.

Есть предположение, что для поджелудочной не проходит бесследно удаление желудка или желчного пузыря.

Диагностика рака поджелудочной железы должна подтвердить или отвергнуть злокачественную природу заболевания, выяснить его распространенность и точную локализацию в железе. При безусловно операбельной опухоли верификацию — морфологическое подтверждение рака можно провести во время хирургического вмешательства.

Отзывы наших пациентов

  • Где оказывают паллиативную помощь при онкологических заболеваниях?

    Современная медицина сильно продвинулась в лечении онкологии, однако даже самые компетентные врачи, к сожалению, могут оказаться бессильны перед болезнью, если она была обнаружена на поздней стадии. Но и в этом случае пациент не окажется без поддержки: методы паллиативной медицины позволяет снять болезненные симптомы и продлить качественную жизнь пациенту.

    Паллиативная помощь онкологическим больным направлена на: купирование боли и устранение мучительных симптомов; продление жизни больного, замедляя прогресс заболевания; психологическую и социальную поддержку пациентам и его ро... читать полностью

  • Лечение рака желудка 4 стадии методом ФДТЧто такое ФДТ?

    Фотодинамическая терапия — это нехирургический лечебный метод, в котором используются свойства химических веществ, называемых фотосенсибилизаторами. Эти вещества меняют свою структуру и свойства под воздействием световых волн определённой частоты.

    Каков принцип действия ФДТ?

    Метод ФДТ основан на способности фотосенсибилизаторов под воздействием света высвобождать атомарный кислород. До активации, фотосенсибилизатор содержит двухатомные молекулы кислорода слабой активности. Однако, под воздействием света, он высвобождает высокоактивный атомарный кислород, который про... читать полностью

  • Ученые используют недавно открытый механизм работы Т-клеток для разработки нового препарата от рака

    Исследовательская группа во главе с председателем Университета Британской Колумбии Джозефом Пеннингером и нейробиологом Гарвардской Медицинской школы Клиффордом Вулфом опубликовали в журнале Nature результаты исследования работы Т-клеток. Ученые обнаружили новое свойство молекулы клетки BH4. По их мнению, она может активировать иммунитет для борьбы с раком, а также блокировки аутоиммунных заболеваний.

    Согласно исследованиям, молекула BH4, необходимая для производства серотонина и дофамина (так называемого «гормона счастья»), контролирует рост Т-клеток, которые в свою очередь участву... читать полностью

  • Отзыв о лечении метастатического поражения позвоночника

    Ирина Иосифовна поступила в клинику с компрессионным переломом позвоночника на фоне метастатического поражения позвоночника. Из-за сложности перелома с потерей подвижности и чувствительности, на фоне онкологии, её не приняли в нескольких клиниках, поэтому она была вынуждена прибыть в клинику "Медицина 24/7" из Калининграда. Нейрохирург Игорь Юрьевич Малахов провёл операцию по удалению поражён... читать полностью

  • Выражаю огромную благодарность хирургу Сергееву Петру Сергеевичу

    Выражаю огромною благодарность хирургу Сергееву Петру Сергеевичу за качественно произведенную операцию по удалению хондромы с большого пальца правой руки. Спасибо персоналу за уход, внимательность.

Какая диагностика рака поджелудочной железы необходима?

Поджелудочная железе доступна осмотру при УЗИ, не очень хорошо видны опухоли в хвостовой части, поскольку их перекрывают другие полые органы желудочно-кишечного тракта. Мешают осмотру большая жировая клетчатка брюшной стенки и полости, что типично для мужчин, а также кишечное газообразование. УЗИ-диагностика выявляет образования более сантиметра.

podzheludochnaya4

Новообразования меньше сантиметра выявляет комбинированный метод диагностики — эндоскопическое УЗИ, когда одновременно выполняется осмотр оптикой изнутри и ультразвуковое сканирование. Причем железу можно осматривать как из желудка с двенадцатиперстной кишкой, так из желчевыводящего или панкреатического протока и брюшной полости при лапароскопии. Эндосонография позволяет из подозрительного образования тонкой иголочкой взять материал для микроскопии.

Хорошие перспективы диагностики патологии поджелудочной железы при МРТ с контрастированием и рентгеновской КТ (РКТ), а спиральная РКТ с ангиографией четко выявит взаимоотношения рака с близлежащими крупными сосудами.

Когда необходима диагностика с биопсией?

Биопсия позволяет взять на исследование кусочек опухолевой ткани, чтобы исключить все сомнения насчет природы новообразования. Если планируется операция, то от дооперационной биопсии можно отказаться и взять материал для микроскопии уже во время вмешательства. Когда опухоль не удаляема для проведения химиотерапии или облучения необходимо точно диагностировать злокачественный процесс, поэтому биопсия обязательна.

Кроме того, в 5% случаев злокачественная опухоль в поджелудочной железе имеет иное, нежели рак, строение, и требует иного лечения. К сожалению, ни один из методов диагностики не может дать точный ответ «что это», кроме исследования под микроскопом. Биопсия поджелудочной железы выполняется под контролем ультразвука или КТ и не представляет опасности для больного.

Рассмотрим ваши документы за 24 часа

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Дополнительная и уточняющая диагностика

Эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) проводится всегда, поскольку точно скажет о вовлечении двенадцатиперстной кишки в опухолевый процесс, что весьма вероятно, ведь поджелудочная железа расположена в непосредственной близости.

Сложносочиненное диагностическое исследование под аббревиатурой ЭРХПГ означает введение контраста в протоки при эндоскопии, полезно при отсутствии морфологического подтверждения, поскольку позволяет отличить рак от панкреатита, но совсем не свободно от осложнений.

При неясностях трактовок РКТ разрешить ситуацию позволяет ангиография — рентген с контрастированием сосудов.

Лапароскопия может потребоваться при подозрении на метастатическое поражение брюшины и асцит — образование в брюшной полости патологической жидкости.

podzheludochnaya5

Маркеры рака поджелудочной железы

При раке поджелудочной железы могут повыситься СА 19–9, РЭА, СА 50, СА 72.4 и СА 242, практическое значение имеют только два первых. Правда, эти маркеры повышаются и при других заболеваниях, поэтому их уровень может использоваться для оценки результатов лечения и течения процесса при исходном повышении концентрации. Если при первичной диагностике уровень маркера у пациента был в норме, то осуществление мониторинга сомнительно.

Нормальное значение СА 19–9 — ниже 37 Е/л. Отмечено, что при большой распространенности опухоли концентрация его выше, чем при небольшом размере рака.

Раковоэмбриональный антиген (РЭА) в норме не превышает 2,5 нг/мл у некурящих, у курильщика чуть выше, но не более 5 нг/мл. При распространенном раке отмечается прямо пропорциональная зависимость — концентрация РЭА выше.

Желтуха при раке поджелудочной железы

Опухоль, достигшая значительных размеров, вызывает желтуху за счет сдавления протоков печени, появляется зуд кожи, моча темнеет, а каловые массы становятся светлыми.

Нарастает тошнота, полностью исчезает аппетит, появляются рвота, сухость во рту, поносы. На коже могут появляться язвы, чаще возникают гнойничковые поражения. Больной быстро истощается, выражен упадок сил.

Лечение при механической желтухе

Желтуха — свидетельство выраженного нарушения функции печени, что значительно ухудшает состояние больного и приводит к смерти, поэтому при наличии такого осложнения рака поджелудочной железы сначала проводится восстановление оттока желчи. Каким способом будет это сделано, определяется протяженностью сужения желчного протока, возможностью удаления измененной раком железы и состоянием пациента.

Для выведения желчи выполняется одна из трех манипуляций:

  • Наименее сложная и с меньшим числом осложнений — пункция через кожу желчных протоков и установка дренажа — трубки, отводящей образующуюся желчь.
  • Дренирование желчного протока при эндоскопии с установкой стента чаще вызывает серьезные осложнения и через некоторое время опасно рецидивом желтухи, поэтому его выполняют перед радикальной операцией на поджелудочной железе.
  • Самый сложный хирургический метод с формированием анастомозов — соединений желчных протоков с желудочно-кишечным трактом также не свободен от осложнений.
  • podzheludochnaya6

Лечение операбельного рака

Тактика лечения рака поджелудочной железы зависит от стадии и формы опухоли. Полное удаление измененной опухолью части железы или всего органа считается радикальным. Существуют различные виды резекций поджелудочной, но при новообразовании в головке железы чаще прибегают к полному удалению — панкреатэктомии.

После хирургического этапа обязательна многокурсовая профилактическая — адъювантная химиотерапия. Предпочтительно применение гемцитабина, как наименее токсичного в сравнении с остальными эффективными лекарственными средствами. Для выявления чувствительности к нему проводится анализ на белок hENT1, если белка нет, то препарат не будет доставляться в опухолевую клетку, поэтому проводится химиотерапия другими препаратами.

Узнайте про современные подходы к терапии рака

Нажимая на кнопку «Позвоните мне», я даю согласие на обработку персональных данных

Тактика при большом раке поджелудочной железы

При сомнительных перспективах удаления или неуверенности в полной радикальности будущего вмешательства на первом этапе проводится химиотерапия, используется тот же гемцитабин. Возможно присоединение к лекарственному лечению и облучения железы. После 2–3 месяцев терапии проводится контрольное обследование, если опухоль уменьшилась — выполняется резекция органа. После операции продолжается химиотерапия, но характер её профилактический.

Лечебные подходы к метастатической стадии

В этой стадии заболевания используется только лекарственная терапия, вероятность излечения минимальна, но продолжительность жизни увеличивается, и главное — улучшается качество жизни за счет уменьшения клинических проявлений заболевания.

Текст написан на основе материалов NCCN (Национальной всеобщей онкологической сети). 

Источники:

  1. Нарантуяа Т. , Фролова И. Г., Величко С. А. Комплексная лучевая диагностика рака поджелудочной железы // Сибирский онкологический журнал. 2009. №1.
  2. Данилов М.В., Федоров В.Д. Хирургия поджелудочной железы. М.: Медицина, 1995.

  3. Нестеренко Ю.А., Приказчиков А.В. Современные тенденции хирургического лечения больных раком поджелудочной железы // Анналы хирургической гепатологии. 1999. Т. 4, № 2. С. 13-21.
  4. Патютко Ю. И., Сагайдак И. В. Диагностика и лечение рака поджелудочной железы // Вестн. РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН. 2006. №S2.

Для жителей Москвы и Московской области мы рекомендуем очную консультацию врача. Вам подробно расскажут о ходе операции, возможных осложнениях. Прием ведут оперирующие врачи высшей квалификации.
Тел. +7 (495) 230-00-01

Для жителей других городов России мы можем предложить заочную консультацию врача, который будет впоследствии вас оперировать. Вы получите план лечения и будете приглашены на операцию в клинику.
Направить документы: reg@medica24.ru

Нажимая на кнопку "Позвоните мне", я даю согласие на обработку персональных данных
Оставьте сообщение
и наши специалисты свяжутся с вами!
Прикрепить файл
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Получить расчет госпитализации

Прикрепить файл
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время!
Нажимая на кнопку "Получить расчет" я даю согласие на обработку персональных данных

Закажите обратный звонок и наши специалисты оперативно свяжутся с вами!